Инструкция
Новосибирский СНХ
Реле контроля скорости типа РКС предназначено для работы в схемах торможения электродвигателей противотоком.
Внутри алюминиевого корпуса в подшипниках может поворачиваться статор типа «беличьего колеса». Со статором жестко связана колодочка «А». При повороте статора влево или вправо, колодочка отжимает левую или правую контактную пружину «П», размыкая нормально замкнутые и замыкая нормально разомкнутые контакты «К».
Внутри статора свободно вращается в подшипниках постоянный магнит. При монтаже корпус реле укрепляется неподвижно, а вал магнита связывается с валом двигателя. При вращении двигателя магнит наводит в статоре ток, после которого взаимодействуя с полем магнита, создает вращающий момент, увлекающий статор в сторону вращения магнита. Величина этого момента зависит от числа оборотов двигателя. При достижении двигателем определенного числа оборотов, момент становится достаточным, чтобы повернуть статор с колодочкой «А» и отжать контактную пружину «П».
Число оборотов, при котором отжимается пружина «П» зависит от положения регулировочных винтов.
Рекомендуются следующие схемы торможения противотоком с реле РКС. Для нереверсивного двигателя при нажатии кнопки «Пуск» контактор 1К срабатывает и включает двигатель. Одновременно нормально разомкнутый блок-контакт этого контактора блокирует кнопку «Пуск», а нормально замкнутый блок-контакт размыкается. Контакт РКС при этом разомкнут, но после разгона двигателя до некоторого числа оборотов замыкается.
Рисунок 1. Конструкция реле контроля скорости РКС
Для остановки двигателя нажимается кнопка «Стоп». Контактор 1К отключается и нормально замкнутый блок-контакт замыкается. Так как контакт РКС при этом еще замкнут, то на катушку контактора 2К подается напряжение, контактор 2К срабатывает и включает двигатель на противоток. Двигатель резко тормозится, число оборотов падает. При некотором числе оборотов, зависящем от регулировки РКС его контакт, разрывает цепь контактора 2К и двигатель отключается.
При правильной регулировке реле РКС, за тот небольшой промежуток времени, который проходит от момента размыкания контакта РКС до момента разрыва тока торможения, число оборотов двигателя должно упасть до нуля.
Так как это время зависит от собственного времени отпускания контактора 2К момента инерции и др., то окончательная регулировка реле производится при монтаже. Для реверсивных двигателей рекомендуется другая схема.
При установке реле РКС на двигателе, который по условиям эксплуатации может быть повернут вручную, например, на токарных станках, при резком повороте патрона может произойти замыкание контакта реле РКС и включение двигателя на вращение в обратную сторону. Такой пуск двигателя на вращение в обратную сторону представляет большую опасность для рабочего. Поэтому, в тех случаях, когда двигатель с установленным реле РКС может быть повернут вручную, нужно применять специальные схемы торможения.
При монтаже реле РКС обязательно обеспечить соосность вала реле и вала двигателя. Для точной центровки с валом электродвигателя на корпусе реле имеется поясок диаметром 30 мм.
На складах реле хранить в упакованном виде при температуре не менее – 15°С и не выше + 42°С.
Содержание
1. Назначение реле контроля скорости РКС
2. Устройство реле контроля скорости РКС
3. Схемы включения реле контроля скорости РКС