Инструкция на реле ФДМ-З/б и ФДМ-3/2

Реле направления мощности типов ФДМ-З/б и ФДМ-3/2. Инструкция №Р-10 по проверке, 1953
Реле направления мощности типов ФДМ-3/б и ФДМ-3/2
Инструкция №Р-10 по проверке
Издательство: М.-Л. ГЭИ, 1953






В целях обмена опытом БТИ ОРГРЭС по поручению Технического управления Министерства электростанций и электропромышленности Союза Советских Социалистических Республик (МЭСЭП СССР) по электростанциям выпускает серию инструкций Мосэнерго по релейной защите.
Эти инструкции не являются типовыми и обязательны только для системы Мосэнерго.
БТИ ОРГРЭС просит работников энергосистем сообщить свои замечания по публикуемым инструкциям, с тем чтобы эти замечания могли быть учтены при разработке типовых инструкций.
Публикуемая инструкция составлена инженерами В. 3. Никитским, М. А. Берковичем и В. В. Ильиничниным под общей редакцией Н. В. Чернобровова.
Реле направления мощности типов ФДМ-З/б и ФДМ-3/2 и аналогичные им реле типов RW-6 и RW-5, применяемые в схемах, быстродействующих направленных и поперечных дифференциальных защит, построены на электродинамическом принципе и реагируют на активную составляющую мощности, подведенной к реле.
Реле ФДМ-З/б состоит из трех одинаковых однофазных элементов, подвижные системы которых собраны на одной оси.
Каждый однофазный элемент состоит из:
1) магнитопровода с двумя полюсами, выступающими внутрь магнитопровода;
2) двух последовательно соединенных токовых обмоток, расположенных на полюсах магнитопровода;
3) стального цилиндра, помещенного между полюсами;
4) подвижной рамки, несущей обмотку напряжения, вращающейся в зазоре между полюсами и стальным цилиндром;
5) сопротивления, включенного последовательно в цепь обмотки напряжения;
6) двух спиральных пружинок, по которым подводится напряжение к подвижной рамке; одна пружинка противодействует отклонению подвижной системы влево, а другая – вправо;
7) оси, общей для всех однофазных элементов, на которой укреплены рамки.
Для уменьшения взаимного влияния одного элемента на другой фазы отделены одна от другой стальными экранами.
У реле ФДМ-З/б на одно» оси с рамкой укреплены спиральная пружина, возвращающая подвижную систему реле в нейтральное (среднее) положение, и рычага 21 с амортизирующими пружинами.

Рисунок 1. Кинематическая схема реле ФДМ-3 б

Рисунок 1. Кинематическая схема реле ФДМ-3/б:
1 – магнитопровод; 2 – токовые обмотки; 3 – стальной цилиндр; 4 – подвижная рамка с обмоткой напряжения; 5 – сопротивление в цепи катушки напряжения; 6 – спиральная пружина для подвода напряжения к подвижной рамке; 7 – ось, на которой крепятся подвижные рамки; 8 – рабочие контакты; 9 – блокирующие контакты; 10 – изоляционная колодка на подвижной системе; 11 – быстродействующий контакт; 12 – регулировочные винты неподвижных контактов; 13 – спиральная пружина для подвода постоянного тока к быстродействующему контакту; 14 – грузики противовеса; 15 – обмотка промежуточного реле; 16 – ярмо промежуточного реле; 17 – возвратная пружина промежуточного реле; 18 – регулировочная гайка возвратной пружины промежуточного реле; 19 – шарик подпятника; 20 – стальная пластина подпятника; 21 – рычаг подвижной системы.

Рычаг несет колодку 10, которая при повороте подвижной системы подводится под правую или левую пару рабочих контактов 8 встроенного промежуточного реле. При срабатывании этого реле замыкается соответствующая пара контактов, определяемая отклонением подвижной системы реле мощности, а, следовательно, направлением мощности.
На рычаге подвижной системы реле укреплен легкий быстродействующий контакт 11, который служит для пуска встроенного промежуточного реле при отклонении подвижной системы в ту или другую сторону. При срабатывании встроенного промежуточного реле этот контакт шунтируется блокирующим контактом 9 промежуточного реле, расположенным влево от рабочих контактов этого реле.
Такая разгрузка подвижной системы от замыкания выключающих цепей позволила получить реле высокой чувствительности.
Кроме того, применение быстродействующего контакта на подвижной системе, запускающего встроенное форсированное промежуточное реле, позволило свести до минимума время действия реле на отключение выключателя. При мощности на реле, в 50 –100 раз превышающей мощность срабатывания, это время равно 0,05 – 0,08 сек.
Реле ФДМ-3/б сфазировано так, что моменты, создаваемые каждой фазой в отдельности, направлены в одну сторону, т. е. суммируются при одинаковом подводе тока и напряжения к фазам.
При протекании тока по обеим обмоткам рамка под влиянием электромагнитного момента будет стремиться повернуться так, чтобы поток, создаваемый ею, совпал с потоком токовой обмотки.
Реле ФДМ-3/2 одностороннего действия предназначено для направленных защит одиночных линий в тех схемах, где не требуется быстродействия.
Реле ФДМ-3/2 не имеет встроенного промежуточного реле.
Ось подвижной системы несет на себе подвижной контакт, который при повороте системы замыкается с неподвижным контактом, расположенным с левой стороны. Чтобы создать нарастающий момент и сделать тем самым работу контактов более устойчивой, перед контактом установлен постоянный магнитик, который, действуя на стальную скобку, укрепленную на подвижном контакте, создает добавочный момент на замыкание контакта. Кроме того, для уменьшения вибрации контакта применено сильное магнитное торможение (демпфирование) посредством специального магнита. Для того, чтобы сделать торможение более эффективным с точки зрения работы контактов, демпфируется только контактное устройство с укрепленным на нем демпфирующим алюминиевым сектором. Сама подвижная система, эластично связанная с контактом, не демпфируется.
Время работы этого реле несколько больше, чем у реле ФДМ-3/б.
Реле ФДМ-3/2 старых выпусков снабжались масляным демпфером. Эти реле имели ряд недостатков, как-то: значительная зависимость торможения от вязкости масла и, следовательно, от окружающей температуры, невозможность применения их в неотапливаемых помещениях вследствие значительного загустевания масла при низких температурах, трудность регулировки демпфера (возможность задевания крыльев демпфера за стенки масляной коробки).

Рисунок 2. Схема проверки реле направления мощности ФДМ-3 б

Рисунок 2. Схема проверки реле направления мощности ФДМ-3/б:
ФР – фазорегулятор КФН; R1 – потенциометр на 200 Ом и ток 3 – 5 А; R2 – потенциометр на 100 – 300 Ом; R3 — реостат на 5 – 20 Ом; R4 – реостат нагрузочный на 10 А; R5 – потенциометр на 200 Ом; А – амперметр на 0-2,5-5-10 А; V1 – вольтметр переменного тока 0 – 15 В и 0-75-150 В; W – ваттметр на 2,5 А и 75 – 150 В; V2 – вольтметр постоянного тока на 110 или 220 В; ПР – промежуточное реле.

В настоящее время реле с масляным демпфером заменены или переделаны. Там, где они еще имеются, их также следует заменить на реле с магнитным демпфером.
Выполнение реле RW-6 аналогично реле ФДМ-3/б и отличается от последнего следующим:
а) Реле RW-6 не имеет быстродействующего контакта.
Подача постоянного тока на встроенное промежуточное реле производится от пусковых или других реле схемы защиты. Большинство эксплуатируемых в системе Мосэнерго реле RW-6 реконструировано и снабжено быстродействующим контактом на подвижной системе реле аналогично реле ФДМ-3/б.
б) В цепи напряжения реле RW-6 часть сопротивления шунтируется конденсатором.
в) Реле RW-6, выпущенные до 1929 г., имеют на подвижной системы не колодку, а изолирующую пластинку, которая при отклонении подвижной системы закрывает правый или левый контакт, не давая тем самым им замкнуться при срабатывании встроенного промреле.
Выполнение реле RW-5 аналогично реле RW-6 и отличается от последнего следующим:
а) Реле RW-5 имеет только два однофазных элемента.
б) Реле RW-5 сфазировано таким образом, что моменты, создаваемые каждой фазой в отдельности, при однополярном подводе тока и напряжения к фазам имеют противоположные направления.
Контакты реле ФДМ-3/2 рассчитаны на замыкание и размыкание цепи обмоток промежуточных реле типов ЭП-400, ЭП-100, КДР, РП, РПМ и аналогичных им.
При действии контактов реле ФДМ-3/2 на замыкание и размыкание обмоток промежуточного реле типа ЭП-231 и аналогичных ему или реле времени необходимо применять специальный искрогасительный контур.
Параметры реле RW-6 и RW-5 примерно те же, что и у реле ФДМ-3/б.

Содержание

Предисловие
I. Краткое описание принципа действия и устройства реле ФДМ-3/б и ФДМ-3/2
И. Объем проверки
III. Внешний осмотр
IV. Внутренний осмотр и проверка механической части
V. Проверка изоляции
VI. Проверка электрических характеристик
VII. Повторный осмотр
VIII. Приборы и инструменты, необходимые для проверки и регулировки

Файл
Детали
  • Просмотров
  • 129
  • Загрузок
  • 4
  • Версия файла
  • DjVu+OCR
  • Размер файла
  • 534.59 Kb
Рейтинг

В этом разделе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация