Инструкция ОРГРЭС 1969

Инструкция по проверке промежуточных и указательных реле, 1969
Инструкция по проверке промежуточных и указательных реле
Составлено бюро технической информации ОРГРЭС
Авторы: инженеры К.Т. Левченко и П.Д. Черняев
Редактор: инженер В.А. Семенов
Издательство: М.: Энергия, 1969




Настоящая инструкция рекомендуется для руководства персоналу служб и предприятии энергосистем и являет обязательной для работников ОРГРЭС.
Настоящая инструкция является вторым, переработанным и дополненным изданием «Инструкции по проверке промежуточных и сигнальных реле», вышедшей в 1959 г.
Инструкция дополнена разделами, в которых описаны конструкция, регулировка и проверка реле РП-23, РП-24, РП-25, РП-26, РП-232, РП-233, РП-311, РП-321, РП-341. РП-351, РП-352, РУ-21, РС-41 и серий РП-210 и РП-250. Заново переработан раздел выбора промежуточных реле с последовательной обмоткой и указательных реле на постоянном и переменном токе. С выходом настоящего издания «Инструкция по проверке промежуточных и сигнальных реле», вышедшая в 1959 г., может использоваться при проверке всех рассматриваемых в ней типов промежуточных реле.
Промежуточные реле применяются в цепях постоянного и переменного тока различных схем защиты и автоматики в качестве промежуточных в тех случаях, когда требуется усилить действие контактов основных реле или увеличить их количество.
Действие промежуточных реле основано на электромагнитном принципе. Магнитная система – клапанного типа. При монтаже реле крепятся на вертикальной плоскости.
Указательные реле электромагнитной системы клапанного типа применяются, в качестве указателей действия в цепях постоянного тока устройств релейной защиты и электроавтоматики.

Рисунок 1. Конструкция промежуточных реле РП-23, РП-232 и РП-233

Рисунок 1. Конструкция промежуточных реле РП-23, РП-232 и РП-233:
1 – сердечник; 2 – катушка; 3 – якорь; 4 – хвостовик якоря; 5 – неподвижные контакты; 6 – подвижные контакты; 7 – возвратная пружина; 8 – верхняя направляющая скоба; 9 – скоба; 10 –  цоколь; 11 – кожух; 12 – упор для регулирования начального зазора между якорем и сердечником; 13 – упор для ограничения движения подвижных контактов.

При новом включении, а также после перемотки катушек, изменения конструкции или разборки реле промежуточные и указательные реле проверяют в следующем объеме:
а) производят внешний и внутренний осмотр и чистку реле;
б) проверяют состояние механизма и контактов реле и при необходимости производят их регулировку;
в) проверяют сопротивление в электрическую прочность изоляции токоведущих частей относительно магнитопровода;
г) проверяют напряжение или ток срабатывания и возврата, а для реле с удерживающей катушкой также ток или напряжение удерживания;
д) для многообмоточных реле определяют однополярные выводы обмоток;
е) проверяют время замедления на срабатывание и возврат для тех реле, для которых это замедление задано при выборе уставок или указано в инструкции по проверке защиты и автоматики, в схему которых входит проверяемое реле;
ж) проверяют взаимодействие и надежность работы реле при пониженном напряжении оперативного тока в полной схеме защиты.
2. При полных плановых проверках выполняют пп. а, б, в, е и ж.
3. При частичных плановых проверках, а также дополнительных и специальных проверках объем проверок устанавливают в зависимости от условий эксплуатации.
Промежуточные и указательные реле не имеют специальных приспособлений для изменения их тока или напряжения срабатывания и возврата и времени замедления. Поэтому эти параметры регулируют обычно изменением величины начального и конечного зазора между якорем и сердечником, изменением натяжения возвратных и контактных пружин и т. п. При этом одновременно изменяется и время замедления реле, и напряжение или ток срабатывания и возврата. Поэтому регулировку механизма реле необходимо производить одновременно с проверкой его электрических характеристик.
При внешнем и внутреннем осмотре проверяют:
а) целость пломб;
б) исправность кожуха, его крепление к цоколю и уплотнения между цоколем и кожухом;
в) исправность и качество уплотнения стекла;
г) состояние выводов реле, исправность резьбы винтов и втулок, целость головок винтов и шлицев, граней гаек и концов шпилек, наличие шайб и контргаек.
Проверку механизма реле необходимо начинать с тщательной очистки реле от пыли. Особо следует проверить отсутствие металлических опилок и стружек на магнитопроводе, якоре и в зазоре между якорем и сердечником. Пыль удаляют мягкой кистью, опилки – металлической пластинкой соответствующего размера.
Легким подергиванием и осмотром проверяют прочность гаек. Ненадежные и окислившиеся соединения паяют заново. 
Применение кислоты или паяльных составов не допускается. В качестве флюса рекомендуется канифоль; паять следует припоем ПОС-30 или ПОС-40.
Особое внимание надо обратить на тщательность облуживания спаиваемых деталей перед лайкой. Паять следует быстро, хорошо разогретым паяльником, чтобы не повредить изоляцию проводов сильным нагревом.
У реле с гибкими многопроволочными токоподводами проверяют отсутствие оборванных проволочек и надломов в пайках.
При этом токоподводы должны быть достаточно гибки, не должны препятствовать движению механизма и при любом их положении не касаться крышки механизма реле.
Начальный и конечный зазоры между якорем и сердечником реле должны иметь нормальную величину. Величины зазоров проверяют на глаз. Если электрические характеристики реле (ток или напряжение срабатывания и возврата или время замедления) отклоняются от нормальных значений, то рекомендуется проверить зазоры щупом.
Проверяют начальное расстояние между замыкающими контактами, прогиб размыкающих контактов и замыкающих при их замыкании, проверяют одновременность замыкания и размыкания контактов.
Проверяют легкость хода механизма реле, отсутствие застреваний в любом положении, четкость возврата в исходное положение из любого промежуточного положения.
У реле, имеющих оси и подшипники, вынимают подшипники, проверяют исправность подшипников и концов осей осмотром через лупу.
Контакты, потерявшие свою правильную форму, заменяют новыми. Слегка подгоревшие контакты очищают надфилем и полируют воронилом. Помятые и погнутые контактные пружины выправляют или заменяют новыми.

Рисунок 2. Схема проверки напряжения срабатывания промежуточных реле

Рисунок 2. Схема проверки напряжения срабатывания промежуточных реле

Проверяют затяжку винтов и гаек, крепящих детали реле и выводы к втулкам цоколя. Винты, крепящие выводы внутри реле к втулке, и винты или шпильки для присоединения внешних проводов к реле не должны касаться друг друга внутри втулки.
При регулировке тока и напряжения срабатывания и возврата, времени замедления и т. п. необходимо учитывать следующие основные положения:
а) при уменьшении начального зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение срабатывания и замедление на срабатывание;
б) при уменьшении конечного зазора между якорем и сердечником уменьшается напряжение возврата и увеличивается замедление на возврат;
в) при ослаблении возвратной пружины уменьшается напряжение срабатывания и замедление на срабатывание, а также уменьшается напряжение и увеличивается время возврата;
г) увеличение числа замыкающих контактов и увеличение давления их пружин увеличивает напряжение и уменьшает время возврата;
д) увеличение числа размыкающих контактов и давления их пружин увеличивает время я напряжение срабатывания.
Пользуясь этими основными положениями, можно для каждого типа реле подобрать удобный способ изменения его характеристик. При этом следует учитывать, что все эти изменения сильно сказываются на работе контактной системы реле. Ослабление возвратной пружины уменьшает надежность размыкающих контактов и ухудшает работу замыкающих контактов при разрыве тока нагрузки. Затяжка возвратной пружины увеличивает давление размыкающих контактов и облегчает разрыв тока нагрузки замыкающими контактами. Поэтому для улучшения работы контактов целесообразно устанавливать максимально возможное натяжение возвратной пружины, обеспечивающее необходимые величины напряжения или тока срабатывания и возврата и время замедления.
Изменение начального и конечного зазоров изменяет ход якоря и расстояние между замыкающими контактами. Уменьшение этого расстояния ухудшает надежность разрыва дуги контактами. 
Поэтому выгоднее иметь максимально возможный ход якоря, а следовательно, и максимальное расстояние между разомкнутыми контактами.
На параметры реле влияет также количество работающих контактов и натяжение контактных пружин.
Рекомендуется следующий порядок проверки реле:
а) измерить и установить рекомендуемые заводами-изготовителями расстояния между якорем и сердечником, между контактами, проверить ход якоря, возможность перемещения якоря в разных направлениях и т. п.;
б) проверить электрические характеристики реле и, если они отклоняются от нормальных значений, отрегулировать реле в соответствии с указанными выше способами.

Содержание

Предисловие
Раздел первый
Назначение, конструкция и основные технические данные промежуточных и указательных реле
A. Промежуточные реле
1. Реле постоянного тока серии ЭП  
2. Реле постоянного и переменного тока МКУ-48, МКУ-48С и МКУ-48Т
3. Кодовые реле постоянного тока серии КДР
4. Реле постоянного и переменного тока серии РП
Б. Указательные реле ЭС-21, РУ-21 и ЭС-41
Раздел второй
Проверка промежуточных и указательных реле
Программа проверки
Общие указания по проверке и регулировке механизма и контактов реле
Указания по регулировке реле
Проверка электрических характеристик реле
Проверка взаимодействия реле в полной схеме при нормальном и пониженном напряжениях
Раздел третий
Методы выбора реле и добавочных сопротивлений
1. Выбор указательных реле, установленных в цепи обмотки напряжения промежуточных реле постоянного тока
2. Выбор промежуточных реле постоянного тока с последовательной обмоткой и указательных реле в цепи отключения выключателя
3. Выбор добавочных сопротивлений для промежуточных реле переменного тока
Раздел четвертый
Расчет и пересчет обмоток промежуточных и указательных реле
Приложение 1. Технические данные промежуточных реле серии ЭП
Приложение 2. Технические данные промежуточных рем серии РП на постоянном токе
Приложение 3. Технические данные обмоточных проводов с эмалевой, волокнистой и комбинированной изоляцией
Приложение 4. Технические данные промежуточных реле серии РП на переменном токе

Файл
Детали
  • Просмотров
  • 662
  • Загрузок
  • 15
  • Версия файла
  • DjVu+OCR
  • Размер файла
  • 1.84 Mb
Рейтинг

В этом разделе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация