Указательные (сигнальные) реле » ЭС-21
Сигнальное реле ЭС-21 1954 г.в. производства Чебоксарского электроаппаратного завода (ЧЭАЗ)
 

Сигнальное реле типа ЭС-21

Назначение

Указательные (сигнальные) реле ЭС-21 предназначены для применения в схемах релейной защиты и автоматики с целью фиксации её действия и подачи сигнала обслуживающему персоналу.

Сигнальное реле ЭС-21 1954 г.в. производства Чебоксарского электроаппаратного завода (ЧЭАЗ)

Разработчик и производитель: Реле ЭС-21 было разработано на Чебоксарском электроаппаратном заводе (ЧЭАЗ) в промежутке между 1945-1947 годами. Хотя по факту попадаются реле производства, начиная с 1949 по 1960 годы, точные даты начала и снятия их с производства неизвестны.
Указательные реле ЭС-21 пришли на смену более крупным реле серии ЭС-91, которые производились до ВОВ еще на Харьковском электромеханическом заводе (ХЭМЗ).
В 1960 году на смену ЭС-21 пришли более совершенные указательные реле серии РУ-21, которые были разработаны Н. Е. Сухобрусовым и выпускаются на ЧЭАЗ по сей день.
Реле ЭС-21 производились в соответствии с ГОСТ 5019-49.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Указательное реле ЭС-21 состоит из основания, магнитной системы, контактной системы, указательного элемента и кожуха.
Все элементы смонтированы на карболитовом основании квадратной формы и сверху закрываются карболитовым кожухом, на котором имеется окошко и ручка возврата указательного флажка. На основание кожух крепится при помощи шпильки и гайки с накаткой. На свободном конце шпильки имеется отверстие для пломбировки реле. На кожухе указывается тип реле, логотип предприятия-изготовителя и электрическая схема. На основании закреплен шильдик из латуни, на котором выбиты тип реле и его номинальный ток (напряжение), заводской номер и год выпуска.

Рисунок 1. Конструкция магнитной системы сигнального реле ЭС-21.

Рисунок 1. Конструкция магнитной системы сигнального реле ЭС-21.
1 – катушка с обмоткой; 2 – сердечник; 3 – полюсный наконечник; 4 – якорь с выступом; 5 – указательный флажок; 6 – верхний упор оси (регулировочный винт); 7 – ограничитель хода якоря; 8 – возвратная пружина; 9 – магнитопровод.

Магнитная система сигнального реле ЭС-21 клапанного типа состоит из магнитопровода, сердечника, катушки с обмоткой и якоря.
Магнитопровод реле выполнен из металлической пластины Г-образной формы.
Сердечник имеет цилиндрическую форму. Одним концом он запрессован в магнитопровод, а другой его конец имеет внутреннюю резьбу, в которую закручивается винт, крепящий к сердечнику полюсный наконечник в виде шайбы.
Катушка указательного реле ЭС-21 выполнена из пластмассы и содержит одну обмотку. Катушка одевается на сердечник, после чего к сердечнику прикручивается полюсный наконечник, который ограничивает перемещение катушки по сердечнику. Также для ограничения вращения катушки на сердечнике в магнитопроводе имеется отверстие, в которое вставляется выступ, присутствующий на катушке.
Якорь блинкера ЭС-21 имеет ось вращения на торце магнитопровода. Якорь удерживается на магнитопроводе за счет крепежной пластины, которая прикручена к магнитопроводу двумя винтами. Ход якоря ограничивается за счет специального выступа, имеющегося у крепёжной пластины. За счет этого выступа регулируется начальный зазор между якорем и полюсным наконечником. Возврат якоря в исходное положение осуществляется за счет цилиндрической винтовой возвратной пружины, которая одним концом зацеплена за выступ на якоре, а вторым – за выступ на крепёжной пластине, этим же выступом регулируется натяжение пружины.
На основание магнитная система крепится за счет резьбы, которая имеется у запрессованного в магнитопроводе конца сердечника.

Рисунок 2. Конструкция контактной системы сигнального реле ЭС-21.

Рисунок 2. Конструкция контактной системы сигнального реле ЭС-21.
1 – изолятор неподвижных контактов; 2 – неподвижные контакты; 3 – П-образная скоба; 4 – выступ на указательном флажке; 5 – указательный флажок; 6 – верхний упор оси (регулировочный винт); 7 – изоляционный барабанчик с контактным мостиком (подвижный контакт); 8 – подвижный контакт; 9 – нижний упор оси.

Контактная система указательного реле ЭС-21 состоит из двух нормально разомкнутых контактов с общей точкой.
Все элементы контактной системы закреплены на П-образной металлической стойке, которая при помощи двух винтов прикручивается к основанию.
Неподвижные контакты в количестве трех штук выполнены из посеребренных пружинящих пластин и отлиты заодно с П-образным изолятором, закрепленным с одной стороны стойки.
Подвижный контакт выполнен из посеребренного прутка, он укреплен на изоляционном барабанчике.
Барабанчик вместе с указательным флажком насажены на ось, которая помещается между нижним и верхним упорами на противоположной стороне стойки. Нижний упор оси представляет собой обычное отверстие, просверленное в стойке, а верхний упор оси выполнен в виде регулировочного винта с гайкой. При помощи этого винта регулируется свобода вращения оси.
Одна часть указательного флажка, которая при срабатывании появляется напротив застекленного окошка в кожухе, окрашена белой или красной краской. На флажке имеется выступ, при помощи которого он и изоляционный барабанчик с подвижным контактом удерживаются в несработанном состоянии за выступ на якоре.

Рисунок 3. Схема внутренних соединений сигнального реле ЭС-21.

Рисунок 3. Схема внутренних соединений сигнального реле ЭС-21.

Указательное реле ЭС-21 работает следующим образом.
При подаче тока (напряжения) на обмотку якорь реле притягивается к сердечнику, освобождая при этом указательный флажок, который под действием собственного веса поворачивается на оси вместе с изоляционным барабанчиком и окрашенной частью устанавливается против застекленного окошка в кожухе, указывая тем самым на свое срабатывание. Одновременно с этим подвижный контакт, укрепленный на барабанчике, замыкает неподвижные контакты, которые подключены к цепи сигнализации.
После снятия тока (напряжения) с обмотки возврат (квитирование) указательного флажка и контактной системы в исходное состояние производится вручную путем поворачивания по часовой стрелке ручки возврата.

В разные годы некоторые элементы реле ЭС-21 подвергались модернизации. Так, например, в начале 50-х годов возвратная пружина у реле имела кольца большего диаметра, а у более поздних реле пружина стала меньшего диаметра.
На кожухе окно сигнального флажка у реле производства после 1954 года, по сравнению с реле более раннего выпуска, стало большего диаметра.
Ручка возврата сигнального флажка у реле ранних выпусков тоже была меньшего диаметра, потом её стали делать больше.
У реле более поздних годов выпуска шильдик на основание не устанавливали, а информацию о реле наносили белой краской методом штамповки.

Внутренний монтаж в реле ЭС-21 выполнен жестким проводом. На основание провода прикручиваются при помощи винтов, а к обмотке и контактам они припаяны, что в эксплуатации доставляет немало хлопот. При каждом техническом обслуживании в обязательном порядке надо проверять пайку.
Реле выпускалось для переднего и заднего монтажа, внешние провода присоединяются при помощи винтов или шпилек.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Номинальный ток: 0,01 - 1 А почтоянного тока в зависимости от исполнения
Номинальное напряжение: 12, 24, 48, 110, 220 В постоянного тока в зависимости от исполнения
Выходные параметры:
Ток коммутируемый контактами: до 2 А постоянного тока
Номинальное напряжение контактов: 250 В постоянного тока
Габариты: 108 х 66 х 66 мм (В х Ш х Д) без крепления
Вес: не более 0,350 кг

Дополнительная информация (источники информации)

1. История Чебоксарского электроаппаратного завода. Кузнецов И.Д., Петров Г.П. - Чувашское книжное издательство, 1975 >> скачать
2. Справочник по релейной защите. Коллектив авторов. Под общей редакцией: М.А. Берковича. - М.-Л., Госэнергоиздат, 1963 >> скачать
3. Справочник электротехника. Том второй. Выпуск третий. Реле защиты и автоматики. Коллектив авторов. Под общей редакцией: А. Д. Смирнова. - М.-Л.: Энергия, 1965 >> скачать
4. Инструкция по проверке промежуточных и указательных реле. М.Т. Левченко, П.Д. Черняев. - М.: Энергия, 1969.
5. Релейная защита в электрических системах. М.В. Титаренко, И.А. Носков-Дукельский. - Львовский университет, 1960 >> скачать
6. Электромонтер по эксплуатации релейной защиты и автоматики. 2-е издание. Э.И. Басс, А.И. Савостьянов, В.А. Семенов. - М.: Высшая школа, 1967 >> скачать
7. Промежуточные и указательные реле . М.Т. Левченко, П.Д. Черняев. Библиотека электромонтера. Выпуск №255. – М.: Энергия, 1968.
8. Переделка контактов сигнальных реле ЭС-21. Ю.С. Потимков. Энергетик 1958, 1 (стр. 21 – 22). >> читать

Все права сохранены © Музей РЗА

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!