КЗР-2

 

Комплект защиты ротора типа КЗР-2

Назначение

Переносной комплект КЗР-2 предназначен для защиты цепей возбуждения генераторов при замыканиях на землю (корпус) в двух точках. Одно такое устройство может использоваться на нескольких турбогенераторах с одинаковыми параметрами цепей возбуждения.

Производитель

Чебоксарский электроаппаратный завод (ЧЭАЗ). Комплекты защиты ротора типа КЗР-2 выпускались с 1964 г. и пришли на смену комплекту защиты ротора типа КЗР-1, выпуск которых был прекращен в 1965 году. Дата снятия с производства неизвестна. КЗР-2 поставлялись в разные страны мира.

Конструкция и принцип действия

КЗР-2 подключается к генератору и вводится в работу после появления замыкания на землю в одной точке цепи возбуждения, о возникновении которого можно судить по сигналу, поступающему от защиты КЗР-3, или по результатам периодического измерения сопротивления изоляции цепей возбуждения с помощью вольтметра.
Защита КЗР-2 работает по принципу четырехплечего моста. Ее схема приведена на рисунке 1. Плечами моста являются сопротивления обмотки возбуждения генератора (ОВГ) от места первого замыкания на землю до ее полюсов и сопротивления потенциометров 1П, 2П от движка потенциометра 1П до полюсов ОВГ, к которым подключают эти потенциометры.
В диагональ моста (между движком потенциометра 1П и землей) включены реле 1РН и 2РН.
Перед вводом защиты в работу мост уравновешивается путем установки движка потенциометра 1П в положение, при котором показания вольтметра U равны нулю или близки к нему при этом накладка 1Н должна быть разомкнута). От возбудителя ABC

Рисунок 1. Схема устройства КЗР-2.
Рисунок 1.  Схема устройства КЗР-2.

Вольтметр имеет три диапазона измерений, устанавливаемые переключателем ПГ (300 – 30 – 3 В). Они нужны для грубой регулировки потенциометра в первый момент и следующего перехода к «более плавной подгонке положения его движка.
При возникновении замыкания на землю во второй точке равновесие моста нарушается, и в его диагонали появляется ток. Если этот ток достаточен для срабатывания реле, то в зависимости от его направления в диагонали моста (т. е. от того, к какому из полюсов второе замыкание окажется ближе первого) подействует поляризованное реле 1РН или 2РН.
Заземляемый вывод от цепи реле и вольтметра присоединяется к валу генератора через специальную щетку, а не к заземляющему контуру, с тем, чтобы ток от места повреждения проходил к реле, минуя подшипники.
В обмотках реле 1РН, 2РН после присоединения защиты к генератору циркулирует переменный ток, создаваемый э. д. с, наводящимися в частях обмотки возбуждения, разделенных точкой первого замыкания на землю, вследствие пульсации магнитного потока, обусловленной неравномерностью воздушного зазора между ротором и статором машины. Для снижения влияния переменного тока на работу реле в схеме защиты предусмотрены дроссель Др, ограничивающий ток в реле, и шунтирующий обмотку реле конденсатор 2С.
На реле времени РВ устанавливается выдержка времени 0,5-1 с для предотвращения излишних срабатываний защиты при преходящих замыканиях во второй точке и в условиях переходных процессов.
Для предотвращения повреждения защиты, когда первое замыкание находится вблизи одного полюса обмотки ротора, а второе возникает на другом полюсе, выходное реле РП при срабатывании защиты разрывает цепь поляризованных реле и самоудерживается через кнопку Кн. Для устранения подгорания размыкающего цепь защиты контакта РП он зашунтирован конденсатором 1С.
Для действия на отключение и сигнализацию выведены через накладки 2Н и ЗН цепи двух контактов реле РП. В цепи отключения установлено указательное реле РУ. Кроме того, в устройстве имеется сигнальная 
лампа ЛС.

Комплект состоит из двух поляризованных реле РП-7, реле времени ЭВ-124, реле промежуточного РП-23,
реле указательного типа РУ-21, ток срабатывания которого зависит от исполнения комплекта (см. таблицу исполнений), дросселя для уменьшения переменной составляющей тока и установочного вольтметра типа М4200 двустороннего действия. Все элементы комплекта встроены в общий металлический корпус.
Ток срабатывания поляризованных реле составляет 2,5±0,05 мА, коэффициент возврата 0,3 - 0,6, зазор между контактами не менее 0,4 мм.
Комплекты реле защиты ротора выпускались в 24 исполнениях.

Таблица исполнений комплекта реле защиты типа КЗР-2
Таблица исполнений комплекта реле защиты типа КЗР-2

Краткие технические характеристики

Напряжение питания: 110, 220 В постоянного тока
Мощность потребления: при номинальном напряжении после появления второго замыкания на землю в цепи возбуждения генератора (в установившемся режиме), составляет не более 30 Вт
Вес: не более 22 кг

Дополнительная информация (источники информации)

1. Журнал Энергетик 1965, 1 стр. 44 -45.
2. Релейная защита блоков турбогенератор-трансформатор. Вавин В.Н. М.: Энергоиздат, 1982 (DjVu, 51 кБ.) >> скачать
3. Справочник электротехника. Том II. Выпуск третий. Релейная защита и автоматика. Л.-М.: Энергия, 1965 (DjVu, 82 кБ.) >> скачать
4. Единые формы протоколов проверки при новом включении УРЗиА. Выпуск 1. М.: Союзтехэнерго, 1983. Протокол проверки при новом включении устройства защиты цепей возбуждения КЗР-2. (DjVu, 40 кБ.) >> скачать

Рейтинг

Фотографии комплекта защиты ротора КЗР-2

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация