Описание и фотографии реле ЭН-535

Реле контроля синхронизма ЭН-535/200 1961 г.в.? производства ЧЭАЗ
 

Реле контроля синхронизма типа ЭН-535

Назначение

Реле контроля синхронизма (РКС) ЭН-535 применяются в общестанционных схемах ручной синхронизации и схемах автоматического повторного включения (АПВ) для предотвращения включения на параллельную работу двух электрических систем с генерирующими источниками при недопустимом расхождении угла между векторами их напряжений.

Реле контроля синхронизма типа ЭН-535/200 1961 года выпуска, производитель Чебоксарский электроаппаратный завод

Разработчик и производитель: Чебоксарский электроаппаратный завод (ЧЭАЗ).
В каком году на ЧЭАЗ освоен выпуск реле ЭН-535 неизвестно, пока попадались экземпляры 1961 года выпуска.
Конструкция магнитной системы Э-500, на основе которой построены реле серий ЭТ-520 и ЭН-520 (ЭН-530), была скопирована с реле фирмы Siemens (Германия).
Предположительно реле ЭН-535 снято с производства в 1965 году, ему на смену пришло реле РН-55, которое до сих пор производится на ЧЭАЗ.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Реле ЭН-535 в литературе можно встретить под разными, в том числе и сокращенными названиями, смысл которых один и тот же: реле контроля угла; реле контроля синхронизма; реле сдвига фаз; реле разности фаз; РКС.

Реле контроля синхронизма ЭН-535 состоит из магнитной системы и контактной системы, которые помещены в герметичный корпус. Корпус реле состоит из основания и кожуха, выполненных из карболита.
В основание впрессованы восемь латунных втулок с резьбой, к ним с внутренней стороны при помощи винтов присоединяются вывода контактов и обмоток.
Внешние провода к реле с передним присоединением проводов присоединяются при помощи винтов, а у реле с задним присоединением проводов - при помощи шпилек и гаек.
На панель реле контроля угла ЭН-535 устанавливаются в вертикальном положении при помощи двух винтов или шпилек с гайками (для исполнения с задним присоединением проводов).
Кожух реле имеет застекленное окошко и удерживается на основании за счет двух гаек с насечками. Реле может быть опломбировано.

Рисунок 1. Конструкция реле контроля синхронизма ЭН-535.

Рисунок 1. Конструкция реле контроля синхронизма ЭН-535.
1 – основание; 2 – кожух; 3 – магнитопровод; 4 – обмотки; 5 – якорь; подвижный контакт (контактный мостик); 7 – ось; 8 – передний подпятник; 9 – задний подпятник; 10 – стойка; 11 – винты крепления стойки; 12 – верхний неподвижный контакт; 13 – нижний неподвижный контакт; 14 – пластмассовая колодка; 15 – упор конечного положения якоря; 16 – противодействующая пружина; 17 – поводок пружины; 18 – указатель уставки; 19 – шкала (шильдик); 20 – вывода для присоединения проводов; 21 – винты крепления кожуха и пломба.

Магнитная система реле разности фаз ЭН-535 состоит из С-образного магнитопровода, двух обмоток и поворотного якоря.
На основании магнитопровод крепится при помощи двух длинных винтов, проходящих через металлические ограничивающие втулки, и гаек.
Каждая обмотка реле состоит из двух полуобмоток, расположенных транспозиционно на верхнем и нижнем полюсах магнитопровода и соединенных последовательно. Обмотки намотаны на пластмассовые каркасы и в зависимости от исполнения могут быть на одинаковые или разные напряжения.
Якорь реле контроля синхронизма ЭН-535 имеет Z-образную форму, он жестко закреплен на оси, размещенной между передним и задним подпятниками, установленными на алюминиевой стойке.
На одной оси с якорем закреплен изолятор с подвижными контактами, а также внутренний конец противодействующей спиральной пружины.
Наружный конец противодействующей пружины припаян к поводку, связанному с регулировочной головкой. Регулировочная головка вместе с указателем уставки и шкалой (шильдиком) закреплены на алюминиевой стойке, последняя при помощи двух винтов закреплена на магнитопроводе.
Для регулировки начального и конечного положения якоря служат специальные упорные винты.

Рисунок 2. Схема внутренних соединений и расположение выводов реле контроля синхронизма ЭН-535

Рисунок 2. Регулировочная головка реле контроля синхронизма ЭН-535.
1 – указатель пластмассовый; 2 – стопорная шайба; 3 – винт поводка; 4 – поводок спиральной пружины; 5 – фасонная удерживающая планка; 6 – шайба (кольцо) латунная; 7 – стойка подвижной системы; 8 – гайка; 9 – винт подпятниковый.

Контактная система реле сдвига фаз ЭН-535 состоит из одного замыкающего и одного размыкающего контакта.
Верхние - замыкающие и нижние - размыкающие контакты имеют дугообразные упоры и закреплены на фигурной пластмассовой колодке, которая при помощи двух винтов прикручена к алюминиевой стойке.
Подвижные контакты (контактные мостики), как уже говорилось выше, закреплены на пластмассовом изоляторе, который при помощи двух винтов удерживается на общей с якорем оси. Материал контактов – серебро.
Изменение уставки срабатывания реле РКС производится поворотом пластмассового указателя, изменяющего усилие противодействующей пружины. Шкала реле размечена в градусах угла сдвига фаз векторов сравниваемых напряжений. Регулировка уставки срабатывания реле изменением положения указателя на шкале может производиться от 20 до 40°. Однако в тех случаях, когда по условиям работы устройств АПВ на реле оказывается необходимой уставка более 40°, она может быть обеспечена установкой указателя за пределами шкалы.

Рисунок 3. Схема внутренних соединений и расположение выводов реле контроля синхронизма ЭН-535

Рисунок 3. Схема внутренних соединений и расположение выводов реле контроля синхронизма ЭН-535

Работа РКС.
Реле контроля синхронизма ЭН-535 реагирует на геометрическую разность магнитных потоков, создаваемых двумя независимыми обмотками, к которым подводятся сравниваемые напряжения.
При подаче на РКС одинаковых по величине или по действию синхронных и синфазных напряжений (одно из напряжений на выводы 2-4, другое на выводы 8-6) суммарный магнитный поток в магнитопроводе реле будет равен нулю – размыкающие контакты реле (выводы 5-7) останутся замкнуты, а замыкающие контакты реле (выводы 1-3) останутся разомкнуты.
При значительном расхождении по абсолютной величине, например, при перегорании предохранителей в цепи одного из сравниваемых напряжений, или при достаточном отличии по фазе синхронизируемых напряжений в магнитопроводе реле появляется магнитный поток, вызывающий срабатывание реле, при этом размыкающие контакты (выводы 5-7) разомкнутся, а замыкающие контакты (выводы 1-3) замкнутся.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Номинальное напряжение обмоток:
ЭН-535/90 одна обмотка 30 вольт, вторая 60 вольт;
ЭН-535/120 обе обмотки 60 вольт;
ЭН-535/130 одна обмотка 30 вольт, вторая 100 вольт;
ЭН-535/160 одна обмотка 60 вольт, вторая 100 вольт;
ЭН-535/200 обе обмотки 100 вольт.
Выходные параметры:
Ток коммутируемый контактами: до 2 А
Напряжение на разомкнутых контактах: 220 В
Габариты: 154 х 116 х 145 мм (В х Ш х Д)
Вес:
1,4 кг

Дополнительная информация (источники информации)

1. Электромагнитные реле тока и напряжения. В. В. Овчинников. Библиотека электромонтера. Выпуск 163. М.­ Л.: Энергия, 1965
2. РД 34.35.307 Инструкция по проверке и наладке реле тока и напряжения серий ЭТ, РТ, ЭН, РН. М.:  Союзтехэнерго, 1979
3. Инструкция по наладке и проверке мгновенных реле тока и напряжения серии ЭТ и ЭН. В. Н. Вавин, О. А. Гильчер, А. Н. Савостьянов. М.-Л.: ГЭИ, 1960
4. Справочник по релейной защите. М.А. Беркович. М.-Л., Госэнергоиздат, 1963 >> скачать
5. Автоматическое повторное включение в энергосистемах. А. М. Богорад и Ю. Г. Назаров. М.: Энергия, 1969 >> скачать
6. Проверка и настройка реле контроля синхронизма типа ЭН-535. М.А. Корякин. М: БТИ ОРГРЭС, 1966 >> скачать

Рейтинг

Фотографии реле контроля синхронизма ЭН-535

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация