Реле времени » ЭВ-180
Реле времени ЭВ-181 1948 г.в. производства Чебоксарского электроаппаратного завода (ЧЭАЗ)
 

Реле времени типа ЭВ-180

Назначение

Реле времени постоянного тока ЭВ-180 предназначены для применения в схемах релейной защиты и противоаварийной автоматики (РЗ и ПА) для создания регулируемой выдержки времени.

Реле времени ЭВ-181 1948 г.в. производства Чебоксарского электроаппаратного завода (ЧЭАЗ)

Разработчик и производители: Реле времени серии ЭВ-180 разработаны и освоены в производстве в 1937 году на Харьковском электромеханическом и турбогенераторном заводе (ХЭТЗ), далее завод был разукрупнён и стал называться Харьковский электромеханический завод (ХЭМЗ). Реле были разработаны по американскому образцу. После войны реле производили уже на Чебоксарском электроаппаратном заводе (ЧЭАЗ). На ЧЭАЗ в реле были внесены отдельные конструктивные изменения и усовершенствованы отдельные технологические процессы изготовления ряда деталей и узлов.
Реле времени серии ЭВ-180 сняты с производства в 1953 году, когда им на смену пришли более надежные и не такие громоздкие реле времени серии ЭВ-100.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Реле времени ЭВ-180 состоит из основания, кожуха, платформы, искрогасящего контура, электромагнитного привода, подвижной системы, часового механизма, контактных групп, шкалы и клеммных колодок.
Все внутренние элементы реле кроме искрогасящего контура и внешних клеммных колодок закреплены на платформе.
Кроме того, на платформе укреплен шильдик, на котором указаны тип реле, максимально выставляемая выдержка времени, номинальное напряжение обмотки, электрическая схема реле, год выпуска, заводской номер и логотип предприятия-изготовителя. Шильдик реле выполнен из латуни, у реле более ранних выпусков встречаются бумажные шильдики.
Основание и платформа отлиты из алюминия. Платформа крепится к основанию при помощи четырех винтов, металлических стоек, разрезных шайб и гаек.
Электромагнитный привод реле времени ЭВ-180 состоит из катушки с одной обмоткой, втягивающегося якоря с цилиндром, имеющим кольцевую нарезку, и конической возвратной пружины.
Все элементы привода закреплены в П-образном металлическом корпусе, который при помощи четырех винтов закреплен на платформе.
На конце якоря имеется шток, который развальцован, с помощью него укреплена шайба, служащая упором для возвратной пружины.
Обмотка реле времени ЭВ-180 не рассчитана на то, чтобы длительно находиться под номинальным напряжением, то есть реле термически не устойчивое. Продолжительность нахождения обмотки реле под номинальным напряжением должна быть не более 30 секунд.
В тех случаях, когда обмотка реле должна быть длительно включена на номинальное напряжение, применяется добавочное сопротивление, а реле снабжается дополнительной контактной группой с одним нормально замкнутым контактом (реле ЭВ-184). Контакт размыкается после того, как якорь реле втягивается в катушку. При этом последовательно с обмоткой реле вводится добавочное сопротивление (для реле на 110 В — 1000 Ом, для реле на 220 В — 3000 Ом), позволяющее ограничить ток до величины, допускаемой длительно. То есть реле ЭВ-184 является термически устойчивым.
Включение обмотки реле на полное напряжение в первый момент действия реле обеспечивает четкую и надежную работу.

Рисунок 1. Кинематическая схема реле времени ЭВ-180.

Рисунок 1. Кинематическая схема реле времени ЭВ-180.
1 – катушка; 2 – цилиндр; 3 – возвратная пружина; 4 – ведущая пружина; 5 – трибка; 6 – поводок; 7 – ведущая шестерня; 8 – подвижной контакт; 9 – анкерное колесо; 10 – анкерная скоба; 11 –храповое колесо; 12 – храповая пружинка; 13 – трибка; 14 – балансир; 15 – шкала; 16 –проскальзывающий контакт; 17 – конечный неподвижный контакт; 18 – колодка мгновенного контакта; 19 – конденсатор; 20 – сопротивление; 21 – нерегулируемый контакт; 22 – эксцентрик; 23 – добавочное сопротивление; 24 – контакт; 25 – прилив с отверстием для верхнего подпятника.

Подвижная система реле времени ЭВ-180 состоит из оси, на которой закреплены трибка с поводком, ведущая пружина, ведущая шестерня и подвижный контакт.
Ось установлена на верхнем и нижнем бронзовых подпятниках, которые вкручиваются в отливы. У реле выпуска после 1950 года бронзовые подпятники заменены стальными шариками.
У реле выпуска после 1941 года имеется дополнительный отлив со сквозным отверстием, служащим направляющей для верхнего подпятника оси подвижной системы.
Искрогасящий контур реле времени ЭВ-180 предназначен для уменьшения искрения контактов пусковых реле. Обмотка реле шунтирована конденсатором емкостью 1 мкФ с последовательно включенным с ним сопротивлением 1000 Ом.
Часовой механизм реле времени ЭВ-180 состоит из анкерного колеса, анкерной скобки, храпового колеса, храповой пружинки, трибки и балансира.
Все элементы часового механизма закреплены в П-образном корпусе, который при помощи двух винтов закреплен на платформе.
У реле разных годов выпуска исполнения храпового механизма были разные, так у ХЭМЗовских реле выпуска до 1941 года храповик был с собачкой, у первых послевоенных реле, которые уже выпускались на ЧЭАЗ, он был с Г-образной плоской пружинкой, потом вместо Г-образной пружинки стали применять П-образную пружинку.
У реле выпуска до 1941 года анкерная скоба была целиковая, а у реле более поздних годов выпуска стали применять анкерные скобы со стальными шпильками.

Рисунок 2. Разные варианты сцепления храпового механизма реле времени ЭВ-180.

Рисунок 2. Разные варианты храпового механизма реле времени ЭВ-180.
а – с собачкой; б – с Г-образной пружинкой; в – с П-образной пружинкой.
1 – пружинка; 2 – упорный конец пружинки; 3 – упорный штифт; 4 – крепящий штифт; 5 – анкерное колесо; 6 – храповое колесо; 7 – собачка.

Контактных групп у реле времени ЭВ-180 в зависимости от исполнения может быть четыре:
ЭВ-181, ЭВ-182, ЭВ-184, ЭВ-186, ЭВ-187 – все реле имеют одну основную контактную группу, состоящую из одного нормально разомкнутого контакта, который замыкается с выдержкой времени. В зависимости от модификации выдержка времени может быть установлена от 0,25 до 10 секунд.
Подвижный контакт закреплен на оси подвижной системы, и в обесточенном состоянии упирается в изоляционный упор, установленный в конце шкалы. Конечный неподвижный контакт совмещен с механизмом выбора уставки и также закрепляется на шкале;
ЭВ-186, ЭВ-187 – дополнительно имеют один проскальзывающий контакт (время замкнутого состояния этого контакта равно примерно от 0,3 до 0,4 секунд). Проскальзывающий контакт, как и конечный упорный контакт, совмещен с механизмом выбора уставки и закрепляется на шкале между изоляционным упором и конечным подвижным контактом. На подвижный контакт, укрепленный на оси подвижной системы, дополнительно устанавливаются контакты, электрически связанные с подвижным контактом.
Также реле имеют один нерегулируемый нормально разомкнутый или нормально замкнутый контакт, который замыкается или размыкается с выдержкой времени от 0,1 до 0,3 секунд. Для работы этого контакта на оси подвижной системы дополнительно устанавливается эксцентрик, а колодка с нерегулируемым контактом размещается в начале шкалы;
ЭВ-184 – имеет дополнительную контактную группу, состоящую из одного нормально замкнутого контакта, который размыкается мгновенно под действием штока якоря при втягивании его в катушку. Контактная группа крепится к платформе при помощи уголка и служит для шунтирования добавочного сопротивления, о чем написано выше.
Материал контактов у всех контактных групп – серебро.
Шкала реле времени ЭВ-180 выполнена из металлической полосы с прорезью в центре и выгнута в дугу. Крепиться шкала на платформе при помощи двух винтов.
Регулировка выдержки времени срабатывания реле осуществляется путём перемещения конечного упорного и проскальзывающего контактов по шкале.

Рисунок 3. Электрические схемы разных модификаций реле времени ЭВ-180.

Рисунок 3. Электрические схемы разных модификаций реле времени ЭВ-180.
а – ЭВ-181, ЭВ-182; б – ЭВ-186, ЭВ-187; в – ЭВ-184.

Реле времени ЭВ-181 работает следующим образом.
При подаче напряжения питания на обмотку электромагнитного привода его якорь втягивается и, преодолевая действие возвратной и ведущих пружин, посредством зубчатой передачи, состоящей из цилиндра и трибки, поворачивает поводок, который закреплен на трибке. Поводок заводит ведущую пружину часового механизма, и начинается отсчет времени. Часовой механизм, связанный через ведущее колесо с осью подвижной системы, обеспечивает равномерную скорость вращения оси и необходимую выдержку времени. Одновременно с этим подвижный контакт, укрепленный на оси подвижной системы, начинает перемещаться в сторону конечного неподвижного контакта, пока не происходит их встреча и замыкание.
При снятии напряжения с обмотки реле подвижный контакт и вся подвижная система под действием возвратной пружины мгновенно возвращается в исходное положение. Быстрый возврат подвижной системы оказывается возможным благодаря храповику, отсоединяющему ее при обратном ходе от анкерного механизма.

Реле времени ЭВ-180 выпускались с креплением для переднего или заднего монтажа. Внешние провода к реле времени ЭВ-180 присоединяются при помощи винтов или шпилек, которые закручиваются в клеммные колодки, закрепленные на основании.
Для защиты внутренних элементов реле от пыли сверху на реле одевается металлических кожух со стеклянным окошком. На основании кожух удерживается за счет двух шпилек и гаек «барашков».
Кожух и основание реле окрашены в черный цвет.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Время срабатывания: 0,25 - 10 с. в зависимости от исполнения
Номинальное напряжение обмотки: 24, 48, 110, 220 В постоянного тока в зависимости от исполнения
Выходные параметры:
Ток коммутируемый контактами: до 10 А постоянного тока, для реле типа ЭВ-186 и ЭВ-187 до 1 А постоянного тока
Номинальное напряжение контактов: 24 - 220 В постоянного тока
Габариты: 195 х 175 х 180 мм (В х Ш х Д)
Вес: не более 2,7 кг

Дополнительная информация (источники информации)

1. РД 34.35.304. Инструкция по проверке реле времени типов ЭВ-180, ЭВ-200, РВ-73, РВ-75, ЭВ-100 и ЭВ-200 (новая серия). М.А. Беркович, В.С. Гусев, О.А. Гильчер и В.М. Елфимов. М.: ОРГРЭС, 1961 >> скачать
2. История Чебоксарского электроаппаратного завода. Кузнецов И.Д., Петров Г.П. Чувашское книжное издательство, 1975 >> скачать
3. Противоаварийный циркуляр № Э-4/55 июнь 1955 г. О повышении надежности работы реле времени типов ЭВ-180 и ЭВ-200 >> скачать
4. Релейная защита. В.Е. Казанский. М.-Л.: ГЭИ, 1948. Раздел 19. Реле времени ЭВ-180 и раздел 20. Проверка реле времени, стр. 67-72. (DjVu, 188 кБ) >> скачать
5. Релейная защита. Издание второе. В. В. Майвалдов, В. Е. Казанский, В. К. Спиридонов. М.-Л.: НКЭП СССР Государственное энергетическое издательство, 1940 >> скачать
6. Основы техники релейной защиты. М. Ф. Костров, И. И. Соловьев, А. М. Федосеев. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1944 >> скачать
7. Основы техники и эксплуатации релейной защиты. М. А. Беркович, В. А. Семенов. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1954 >> скачать
8. Электротехнический справочник. Электрические установки высокого напряжения станций, подстанций и линий электропередач. Издание второе. Коллектив авторов, по общей редакцией М.В. Хомякова. М.-Л.: ГЭИ, 1946
9. Испытание новых типов реле производства ХЭТЗ. Обмен эксплуатационным опытом. Электрические станции №12, 1938

Все права сохранены © Музей РЗА

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!