Железнодорожные реле » КДР
Кодовые диспетчерское реле постоянного тока  КДР-1 производства  з-д «Транссвязь» МПС 1954 г.в.

Кодовые диспетчерские реле постоянного тока типа КДР

Назначение

Кодовое диспетчерское реле постоянного тока типа КДР предназначено для применения в устройствах автоматики и телемеханики на железнодорожном и водном транспорте, в энергосистемах и других отраслях промышленности при автоматизации агрегатов и установок.

Реле КДР-1  1954 г.в. производства Харьковского Электротехнического  Завода Транссвязь

Производители: Конструкция реле КДР была скопирована с американского реле фирмы Switch & Signal Co (US&S). Предположительно первым Российским заводом, который стал выпускать реле КДР, был Ленинградский завод им. Козицкого, было это в 1920-х годах, в последствии, реле КДР выпускались на Харьковском Электротехническом Заводе «Транссвязь», Конотопском заводе «Красный Металлист», Камышловском электротехническом заводе и на неком заводе «Электроаппарат», но пока не понятно, на каком.
Реле КДР производятся по сей день, как в Украине, так и в России.

Аппаратура (техника) в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Реле КДР имеет множество модификаций, отличающихся друг от друга конструкцией электромагнитной системы, количеством и видом контактов, креплением, способом включения в схему.
На данной странице описаны лишь те типы реле КДР, которые можно объединить в одну группу, это КДР-1, КДР-2, КДР-1М, КДР-З, КДР-ЗМ, КДР-4, КДР-5, КДР-6, КДР-7, КДР-8 и КДР-9. Другие типы реле КДР, например, КДРШ, КМР или КДРТ, будут рассмотрены на других страницах, как только они появятся в коллекции.
По устройству магнитной цепи реле КДР подразделяется на три основные группы:
1. Реле типа КДР-1, КДР-1М, КДР-2, у которых ярмо магнитопровода выполнено в виде буквы Г. Сердечник этих реле изготавливается из круглого железа, а якорь имеет полукруглую форму. Воздушный зазор между притянутым якорем и сердечником обеспечивается антимагнитным упором, вклепанным в якорь. Этот упор изготавливается из проволоки (из оловянно-фосфористой бронзы Бр-ОФ 6,5-0,16) с целью устранения его износа, возникающего при ударах якоря о сердечник во время срабатывания реле.
2. Реле типа КДР-З с П-образным ярмом, охватывающим катушку с трех сторон. Якорь выполнен в виде прямоугольника, и при срабатывании реле он упирается в нижнюю полку ярма. Сердечник круглого сечения.
3. Реле типа КДР-4, КДР-5, КДР-6, КДР-7 с ярмом П-образной формы с увеличенными по сравнению с КДР-З габаритами ярма и сечением сердечника. Якорь выполнен аналогично якорю реле КДР-З. Воздушный зазор между притянутым якорем и сердечником обеспечивается массивным антимагнитным упором, прикрепленным к нижней полке корпуса.
Остальные реле КДР конструктивно составлены из различных частей перечисленных реле путем использования отдельных их узлов. Для изготовления магнитопроводов реле применяются разные сорта стали и сплавов, обладающих определенными ферромагнитными свойствами.

Кодовые реле КДР имеют три разновидности каркасов катушек, отличающихся друг от друга габаритными размерами и материалом изготовления:
1. Карболитовые каркасы в ускоренных реле;
2. Медные каркасы, занимающие всю длину сердечника (КДР-ЗМ и КДР-1М), в замедленных реле;
3. Медные каркасы, занимающие часть сердечника, что позволяет установить дополнительно медный демпфер (КДР-4, КДР-5, КДР-7) в замедленных реле. 
Карболитовые каркасы прессуются из пресспорошка К-21-22, а медные изготавливаются из трубки с насаженными по краям медными щечками.

Конструкция и расположение катушек предусматривает невозможность их поворота на сердечнике, а также перемещения вдоль сердечника при работе реле. С этой целью передняя щечка каркаса катушки имеет срез в отличие от задней круглой щечки. Чтобы не допустить перемещения катушки вдоль сердечника, в реле КДР-1, КДР-2, КДР-3, КДР-4, КДР-5, КДР-6, КДР-7 замок якоря имеет специальный выступ, упирающийся в щечку каркаса. В реле КДР-8 и КДР-9 эту роль выполняет наконечник сердечника. Обмотки катушек выполняются из медной эмалированной проволоки марки ПЭЛ или ПЭВ. У разных производителей для улучшения технических характеристик применяются разные технологии и материалы для изготовления катушек.
В реле КДР в качестве демпфера применяется набор медных шайб, отдельные медные гильзы и медные каркасы катушек.

Контактная система реле КДР состоит из контактных колонок, которые набираются из элементарных контактных групп. Каждая колонка имеет свой индекс, составленный из двух или трех цифр. Индексы записываются в порядке расположения элементарных контактных групп, считая сверху вниз. В каждой контактной колонке может быть не более семи контактных пружин, включая пластину № 1. Группа № 1 служит для подпайки выводного конца обмотки реле. Контактные пружины реле КДР изготавливаются из оловянно-фосфористой бронзы Бр-ОФ 6,5-0,15, или алюминиевой бронзы марки Бр-А7. Они отличаются между собой формой и длиной в зависимости от их назначения. Материал контактов реле КДР  серебро Ср99,9. Один контакт имеет коническую форму, а другой - плоскую.

Общий вид реле КДР-1 на пять контактных колонок

Общий вид реле КДР-1 на пять контактных колонок

С учетом вышесказанного можно выделить следующие отличительные особенности типов реле КДР (в скобках указаны старые наименования):
КДР-1  – Реле ускоренного действия с неразветвленной магнитной цепью, состоящей из Г-образного магнитопровода, закругленного якоря и круглого сердечника. Катушка выполнена на изоляционном каркасе. Реле КДР-1 может иметь до пяти контактных колонок, состоящих из элементарных контактных групп численностью от одной до трех. Общее число пружин в колонке не более семи;
КДР-1М  – Конструктивно выполнено аналогично реле КДР-1, но с катушкой на медном каркасе. Таким образом достигается небольшое замедление на отпускание или снижение индуктивности катушки. Этим облегчается работа контактов реле, управляющих цепью обмотки КДР-1М;
КДР-2  – Ускоренное реле с неразветвленной магнитной цепью, состоящей из Г-образного магнитопровода, закругленного якоря и круглого сердечника. Катушка выполнена на изоляционном каркасе. Реле выпускается с одной или двумя контактными колонками. Оно отличается от реле КДР-1 удлиненной изоляционной планкой якоря и смещенным назад контактным набором, позволяющим получить относительно большой коэффициент возврата;
КДР-ЗМ  – Замедленное реле с разветвленной магнитной цепью, состоящей из П-образного магнитопровода, прямоугольного якоря и круглого сердечника. Катушка выполнена на медном каркасе. Реле КДР-ЗМ имеет от одной до пяти контактных колонок и применяется в схемах, где требуется только замедление на отпускание. Для реле характерна нестабильность электрических и временных характеристик;
КДР-З  – Отличается от замедленного реле КДР-ЗМ тем, что каркас катушки изготовлен из карболита вместо меди. В связи с этим время отпускания реле получается несколько ниже, чем у КДР-ЗМ. Применяется реле в схемах, где необходимо при незначительном времени отпускания иметь возможность регулировать его временные характеристики;
КДР-5 (КДР-5М) –  Замедленное реле с разветвленной магнитной цепью увеличенного габарита, состоящей из П-образного магнитопровода, прямоугольного якоря и круглого сердечника. Катушка выполнена на медном каркасе и установлена ближе к якорю. Для получения больших замедлений на отпускание и их регулирования позади катушки установлены медные шайбы. Реле имеет от одной до пяти контактных колонок;
КДР-4 (КДРМ-5) – Видоизмененное реле КДР-5 с иным расположением катушки и медных шайб по сравнению с реле КДР-5, что позволяет увеличить замедление на срабатывание при том же замедлении на отпускание;
КДР-6 (КДР-6М) –  Замедленное реле. Выполняется по типу реле КДР-5, но имеет укороченную катушку и увеличенное количество медных шайб по сравнению с реле КДР-5 для получения больших замедлений срабатывания и отпускания. Катушка размещается у основания сердечника, а медные шайбы - ближе к якорю. Благодаря такому расположению замедлителя значительно увеличивается время срабатывания реле. Количество контактных колонок может быть от одной до пяти;
КДР-7 (КДРМ-6)  – Отличается от реле КДР-6 размещением катушки и медных шайб. Установка катушки ближе к якорю позволяет уменьшить время срабатывания и сохранить большое замедление на отпускание;
КДР-8 (реле типа А)  – Ускоренное реле повышенной чувствительности с разветвленной магнитной системой, состоящей из П-образного магнитопровода (корпус реле КДР-5), закругленного якоря, аналогичного якорю реле КДР-1, и сердечника, заканчивающегося полюсным наконечником. Наличие последнего и катушки на карболитовом каркасе, занимающей всю длину сердечника, повышает чувствительность реле. Контактный набор состоит из одной группы переключающих контактов;
КДР-9 (ЯДКЛ)  –  Выполнен аналогично реле КДР-8, но с прямоугольным якорем и большим антимагнитным упором, приклепанным к магнитопроводу. Количество контактных колонок может быть не более трех.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Напряжение питания: 6, 12, 24, 48, 110, 220 В постоянного тока
Выходные параметры:
Ток: 0,01 - 1 А
Напряжение: 24 - 220 В
Габариты (В х Ш х Д):
КДР-1  – 75 х  54 х 115;
КДР-1М – 75 х  32 х 115;
КДР-2  – 75 х  32 х 138;
КДР-3  – 75 х  54 х 115;
КДР-3М  – 75 х  54 х 115;
КДР-4  – 85 х  54 х 140;
КДР-5  – 85 х  54 х 140;
КДР-6  – 85 х  54 х 140;
КДР-7  – 85 х  54 х 140;
КДР-8  – 62 х  32 х 139;
КДР-9  – 85 х  34 х 140.
Вес:

КДР-1 – 470 г;
КДР-1М – 450 г;
КДР-2 – 420 г;
КДР-3 – 520 г;
КДР-3М – 560 г;
КДР-4  – 980 г;
КДР-5  – 980 г;
КДР-6  – 1000 г;
КДР-7  – 1000 г;
КДР-8  – 623 г;
КДР-9  – 820 г.

Дополнительная информация (источники информации)

1. Реле типа КДР. Описание устройства и регулировки. М.: Государственное транспортное железнодорожное издательство, 1956 >> смотреть
2.  Аппараты низкого напряжения. Реле железнодорожного транспорта. Сводный каталог 2. М.: Цинтиэлектропром, 1962 >> смотреть
3. Кодовые диспетчерские реле. Библиотека по автоматике. Выпуск 47 . К. А. Алехин и Д. М. Зекцер. М.-Л.: ГЭИ, 1961 (DjVu, 4,7 мБ.) >> скачать
4. Реле КДР и КДРШ. Техническое описание устройства и регулировки. 100.00.79. (PDF, 844 кБ.) >> скачать
5. Расчет телефонных и кодовых реле. М.И. Витенберг. Л.-М.: ГЭИ, 1947

Страница отредактирована: 05 ноября 2016 года

Все права сохранены © Музей РЗА

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!