Железнодорожные реле » ДСР
Двухэлементные секторные реле типа ДСР

Двухэлементные секторные реле типа ДСР

Назначение

Двухэлементные секторные реле ДСР применяются на железнодорожном транспорте в устройствах сигнализации на участках с электротягой постоянного тока.

Двухэлементное секторное реле ДСР-2 1937 г.в. производства Лениградского радиоаппаратного завода имени Казицкого

Производитель: Лениградский радиоаппаратный завод имени Казицкого, в последствии реле ДСР прроизводились на Ленинградском электротехническом заводе
Реле ДСР снято с производства ?
Как я понимаю, наше реле ДСР является полным аналогом американского Vane relay model 15 style T3V10 производства The Switch & Signal Co. Отличие американского реле от нашего состоит в том, что у них  плата реле, на которой укреплены контактные стержни, выполнена из металла, а у нас из пластмассы.

Конструкция и принцип действия

Двухэлементное секторное реле ДСР относится к индукционным реле переменного тока с диском (сектором). Реле работает на основе взаимодействия токов, наводимых в подвижном секторе переменными магнитными потоками, сдвинутыми по фазе.
Реле ДСР состоит из двух основных узлов: электромагнитной и контактной систем.
В электромагнитную систему входят: местный элемент, путевой или линейный элемент, подвижная система.
Местный элемент состоит из двух сердечников с катушками. Сердечники набраны из пластин трансформаторной стали. Расположены они в вертикальной плоскости по обе стороны сектора.
Обмотки катушек местного элемента соединяются последовательно или параллельно в зависимости от напряжения источника питания. Путевой или линейный элемент, представляющий собой П-образный электромагнит, расположен в горизонтальной плоскости; он состоит из сердечника, набранного из пластин, и двух катушек.
Местный и путевой элементы укреплены на стойке таким образом, что между полюсами образуется воздушный зазор, в котором движется сектор. Поворот сектора вверху и внизу ограничивают ролики, перемещающиеся в направляющих держателя ролика.
Нижний держатель ролика привинчен к стойке электромагнитной системы, а верхний — к каркасу. Вращение сектора через тягу передаемся контактодержателю, который, поворачиваясь, перемещает подвижные контакты.
Контактная система состоит из неподвижных графитовых замыкающих и размыкающих контактов и подвижных контактных пластин. Замыкающие и размыкающие контакты представляют собой латунные стойки с чашечками, в которых завальцованы графито-серебряные контакты.
Контактные пластины состоят из двух бронзовых пружин с серебряными наклепками. Пружины прикреплены к упорной пластинке, а последняя — к изоляционной колодке.
Изоляционные колодки крепятся на контактодержателе. От каждого подвижного контакта на контактные стержни идет токоотвод из гибкого провода. Контактные стержни расположены на плате реле. Коромысло с подвижными контактами обеими цапфами, входит в осевые винты, ввинченные в кронштейны, которые также укреплены на плате.
В зависимости от типа исполнения, реле ДСР могут быть со следующим сочетанием контактных групп:

6 замыкающих – 6 размыкающих (6з – 6р) ДСР-1, ДСР-2, ДСР-2М, ДСР-2МП, ДСР-5, ДСР-6, ДСР-6М, ДСР-7, ДСР-9, ДСР-9М, ДСР-10;
6 замыкающих – 4 размыкающих (6з – 4р) ДСР-11
5 замыкающих – 5 размыкающих (5з – 5р) ДСР-4
4 замыкающих – 4 размыкающих (4з – 4р) ДСР-3, ДСР-ЗА, ДСР-8, ДСР-12

Обмотки местного и путевого элементов присоединены к контактным стержням, размещенным на плате. Для включения местной обмотки реле для всех видов реле, кроме типов ДСР-1 и ДСР-5 (реле с конденсаторами), предусмотрены перемычки. Реле типов ДСР-1 и ДСР-5 выпускаются для напряжения без возможности переключения на плате контакта на контактные стержни идет токоотвод из гибкого провода.
Электромагнитная и контактная системы смонтированы в металлическом каркасе, закрытом стеклами с четырех сторон.
Обмотки местного и путевого элементов выведены на плату реле через контактные стержни. На плату также выведены три ряда контактных стержней, к которым присоединены замыкающие, размыкающие и подвижные контакты.
Частично (для метрополитена) изготовляются реле ДСР с дополнительной штепсельной колодкой (название ДСРМ). При этом все контакты и концы обмоток подключены к несъемной части штепсельной колодки.
К съемной части штепсельной колодки присоединяются монтажные провода.
Применено штепсельное соединение бананового типа, которое имеет надежные пружинящие контакты и позволяет производить быструю замену реле, исключая возможные ошибки при подключении монтажных проводов. Разъединение штепсельной колодки производится двумя рычажками, укрепленными на оси в неподвижной колодке.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Местное напряжение питания: 110/220 В, 50 Гц
Выходные параметры:
Коммутируемый ток: 3 А
Напряжение: 12 В, 50 Гц
Габариты: без штепсельного включения 255 X 250 X 220 мм, со штепсельным включением 280 X 304 X 220 (В х Ш х Д)
Вес:
15/17 кг

Дополнительная информация (источники информации)

1. Аппараты низкого напряжения. Реле железнодорожного транспорта. Сводный каталог 2. М.: Цинтиэлектропром, 1962 >> скачать

Все права сохранены © Музей РЗА

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!