Описание и фотографии реле тока серии ИТ-80

Реле максимального тока ИТ-82/1-А 1950 г.в. производства Чебоксарского электроаппаратного завода
 

Реле максимального тока серии ИТ-80

Назначение

Реле максимального тока серии ИТ-80 предназначены для защиты распределительных электрических сетей напряжением 3-10 кВ, а также для защиты понижающих трансформаторов и электрических двигателей переменного тока от перегрузки и коротких замыканий.

Реле максимального тока ИТ-82/1-А 1950 г.в. производства Чебоксарского электроаппаратного завода

Разработчики и производитель: Реле максимального тока с ограниченно-зависимой характеристикой типа ИТ-81 было разработано и освоено в производстве предположительно в 1938 году на Харьковском электромеханическом заводе им. тов. Сталина И.В. (ХЭМЗ). В 1939 году на ХЭМЗ уже стали выпускать целую серию реле ИТ-80, состоящую из реле типов ИТ-81/1, ИТ-81/2, ИТ-82/1, ИТ-82/2. Предположительно в конце 1940-начале 1941 года реле серии ИТ-80 были модернизированы, и к обозначению типа реле в конце добавили букву «А» (ИТ-81/1-А, ИТ-81/2-А, ИТ-82/1-А, ИТ-82/2-А).
Реле были воссозданы по образцам реле типа RI (RIK, RIS, RIKS), которые выпускались с 1918 по 1985 год шведской компании ASEA (ныне ABB).
Реле типов ИТ-81/1-А, ИТ-81/2-А, ИТ-82/1-А, ИТ-82/2-А выпускались на ХЭМЗ вплоть до начала Великой Отечественной Войны (ВОВ), когда завод по частям был эвакуирован в разные уголки страны. Оборудование цехов реле и автоматики и еще нескольких цехов было эвакуировано в город Чебоксары, где начался монтаж нового Чебоксарского завода специальной электроаппаратуры (завод №654), в дальнейшем выросшего в сегодняшний АО «Чебоксарский электроаппаратный завод» (ЧЭАЗ). В 50-х годах ЧЭАЗ стал основным производителем устройств релейной защиты и автоматики в СССР.
Производство реле типов ИТ-81/1-А, ИТ-81/2-А, ИТ-82/1-А, ИТ-82/2-А на ЧЭАЗ предположительно было налажено (возобновлено) в 1947 году. В 1951 году контактная система реле была модернизирована, и из наименования реле была исключена буква «А» и добавлена буква «Б» (ИТ-81Б/1, ИТ-81Б/2, ИТ-82Б/1, ИТ-82Б/2). Позже завод начал выпускать еще несколько типоисполнений реле ИТ-83/1, ИТ-83/2, ИТ-84/1, ИТ-84/2, ИТ-85/1, ИТ-85/2, ИТ-86/1, ИТ-86/2.
Реле максимального тока серии ИТ-80 в разное время выпускались в 21 исполнениях, которые различались между собой количеством и типом контактных групп, пределами уставок времени срабатывания, номинальным током и конструкцией некоторых элементов реле.
На Чебоксарском электроаппаратном заводе реле серии ИТ-80 постоянно подвергались доработкам и конструктивным изменениям. В 1959 году на ЧЭАЗ на замену реле серии ИТ-80 наладили выпуск модернизированных реле серии РТ-80 и РТ-90, которые производятся АО «Чебоксарский электроаппаратный завод» по сей день.
В каком году на ЧЭАЗ было закончено производство реле серии ИТ-80 - неизвестно, встречаются образцы 1964 года выпуска.
Реле максимального тока серии ИТ-80 выпускались в соответствии с требованиями ГОСТ 3698-47, а с 1966 года – с требованиями ГОСТ 3698-65. Реле ИТ-85 и ИТ-86 выпускались в соответствии с требованиями ГОСТ 711-41.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Реле максимального тока серии ИТ-80 являются комбинированными или по-другому многофункциональными электромеханическими реле, которые совмещают в себе функции электромагнитного реле (электромагнитный элемент) и индукционного реле (индукционный элемент). Индукционный элемент создает ограниченно-зависимую от тока выдержку времени, а электромагнитный элемент действует практически мгновенно (отсечка).
Из-за присутствия индукционного элемента реле серии ИТ-80 может работать только на переменном токе.

Реле состоит из корпуса, магнитной системы, контактной системы, устройств выбора тока и времени срабатывания, указателя срабатывания и других элементов.

Корпус реле серии ИТ-80 состоит из основания (цоколя) и кожуха.
Практически все элементы реле крепятся к приливам, имеющимся на основании. Основание отлито из алюминия и с наружной стороны окрашено в черный цвет. Для присоединения внешних и внутренних проводников на основании реле двумя винтами закреплена клеммная колодка 21. При заднем присоединении внешних проводников реле на релейной панели крепится при помощи двух винтов, а при переднем присоединении внешних проводников реле на релейной панели крепится при помощи специальных пластин, которые предварительно устанавливаются на основание.
При заднем присоединении внешних проводников используются шпильки, шайбы и гайки, при переднем присоединении проводников внешние проводники присоединяются при помощи винтов и шайб, которые вкручиваются в шинки, устанавливаемые на реле.
Для защиты внутренних элементов реле от пыли сверху на него надевается металлический кожух, окрашенный в черный цвет. Для наблюдения за элементами реле, в кожухе имеется застекленное окошко. На основании кожух удерживается за счет двух шпилек и гаек «барашков».
Для герметичности корпуса между основанием и кожухом проложена прокладка из фетра, у более поздних образцов реле фетр заменен на резину.
В левой части кожуха встроена ручка возврата указателя срабатывания реле без снятия кожуха.
Для предотвращения касания кожуха контактов реле в верхней части основания с внутренней его стороны закреплены один или два металлических уголка.
В 1963 году на ЧЭАЗ было освоено литьё под давлением, прессование кожухов из прозрачного полистирола, и уже с 1964 года металлические кожухи реле серий ИТ-80 и РТ-80 (РТ-90) были заменены на пластмассовые, которые крепятся к основанию реле при помощи двух винтов.

Рисунок 1. Конструкция реле максимального тока с ограниченно-зависимой характеристикой серии ИТ-80

Рисунок 1. Конструкция реле максимального тока с ограниченно-зависимой характеристикой серии ИТ-80:
1 – магнитопровод; 2 – короткозамкнутые витки; 3 – алюминиевый диск; 4 – подвижная рамка, несущая диск; 5 – пружина, удерживающий рамку; 6 – тормозной постоянный магнит; 7 – червяк на оси диска; 8 – зубчатый сегмент с толкателем; 9 – рычаг якоря; 10 – якорь электромагнитного элемента; 11 – стальная скоба; 12 – контактная группа; 13 – винт регулировки времени действия; 14 – указатель регулировки времени действия; 15 – штепсельная колодка с гнездами; 16 – винт регулировки тока срабатывания электромагнитного элемента (отсечки); 17 – ограничитель хода рамки; 18 – магнитный шунт; 19 – катушка с обмоткой; 20 – текстолитовая пластинка; 21 – клеммная колодка.

Конструкция реле максимального тока серии ИТ-80 показана на рисунке 1.
Практически все элементы магнитных систем индукционного и электромагнитного элементов являются общими.
Магнитопровод реле 1 имеет сложную форму и является общим для индукционного и электромагнитного элементов. Магнитопровод имеет две ветви и делит магнитный поток на две составляющие. Основная ветвь – сам магнитопровод, он представляет собой прямоугольник с воздушным зазором, образованным полюсами. В правой верхней части магнитопровода имеется выступ, над которым размещено правое плечо якоря 10. В выступе зафиксирована немагнитная заклепка для предотвращения залипания якоря.
Полюсы магнитопровода разделены на две части таким образом, что часть каждого полюса охвачена короткозамкнутым витком (экраном) 2.
Другая ветвь магнитопровода – ­это магнитный шунт 18, образующий магнитную цепь совместно с якорем электромагнитного элемента 10 и его правым воздушным зазором.
На правый стержень магнитопровода 1 надета пластмассовая катушка 19, содержащая одну обмотку с 7 отпайками. Один конец обмотки выведен на клеммную колодку 21, а отпайки выведены на гнезда пластмассовой штепсельной колодки 15.
Магнитопровод 1 закреплен к приливам на основании при помощи двух винтов и двух шестигранных стоек с резьбовыми концами, гайками и гровер-шайбами. Винты одновременно являются креплением для штепсельной колодки 15 и магнитного шунта 18, а стойки - для устройства регулировки выдержки времени индукционного элемента.
Гнезда штепсельной колодки 15 имеют цифровые обозначения от 1 до 7, каждое положение соответствует определенному току уставки индукционного элемента, соответствие каждой цифры току уставки вынесены в таблицу, нанесенную на шильдике. Выбор тока уставки индукционного элемента производится ввинчиванием винта с фасонной пластмассовой головкой в соответствующее гнездо. Восьмое не обозначенное гнездо не имеет связи с обмоткой, в него ввернут запасной винт.
На реле более поздних выпусков ток уставки нанесен непосредственно на штепсельной колодке 15 напротив каждого гнезда.
Якорь электромагнитного элемента 10 представляет собой неуравновешенное коромысло, ось которого укреплена на магнитном шунте. На левом плече якоря укреплены фигурный
рычаг 9, который взаимодействует с толкателем зубчатого сегмента 8, а также опрокидывает сигнальный флажок, и изолирующая текстолитовая пластинка 20, которая осуществляет передачу воздействия якоря на контактную систему 12.
На правом плече якоря 10 помещен короткозамкнутый виток для уменьшения вибрации якоря в
притянутом положении.
Для регулирования тока срабатывания электромагнитного элемента (отсечки) служит механизм с винтом, имеющим накатную головку 16. Регулировочный винт позволяет изменять соотношение 
воздушных зазоров у плеч якоря 10 и тем самым регулировать ток срабатывания отсечки.
Механизм регулировки двумя винтами закреплен на магнитном шунте 18. Ток срабатывания может регулироваться в пределах от 2- до 8-кратного по отношению к току срабатывания индукционного элемента. Фиксация винта на выбранной уставке осуществляется бронзовой упорной пластиной. На резьбе винта зафиксирована круглая гайка, на гайке нанесена шкала уставок электромагнитного элемента, также в гайке имеется палец, который ограничивает ход винта.
Магнитопровод, магнитный шунт и якорь изготовлены из штампованных пластин электротехнической стали, которые собраны в соответствующие пакеты и окрашены в черный цвет.
На рисунке 2 показаны характеристики зависимости времени срабатывания реле разных типов от кратности тока срабатывания.
При относительно небольших кратностях тока выдержка времени реле серии ИТ-80 зависит от тока. При больших кратностях тока выдержка времени почти не зависит от тока, а при очень больших кратностях тока реле работает практически мгновенно. Такая характеристика выдержки времени называется ограниченно-зависимой с отсечкой.

Рисунок 2. Характеристики зависимости времени срабатывания реле от кратности тока срабатывания

Рисунок 2. Характеристики зависимости времени срабатывания реле от кратности тока срабатывания:
а – ИТ-81/1, ИТ-83/1, ИТ-85/1; б – ИТ-82/1, ИТ-84/1, ИТ-86/1.

К индукционному элементу реле также относятся:
Подвижная рамка 4, которая отлита из алюминия и имеет П – образную форму. На рамке закреплена ось с алюминиевым диском 3 и червяком 7, а также груз в виде стальной шпильки с шайбами и гайками.
Рамка 4 может поворачиваться в двух подпятниках на небольшой угол. Каждый подпятник представляет собой сочетание нержавеющей стальной цапфы с бронзовой втулкой. Стальная отполированная цапфа запрессована в латунный винт. Фиксация винтов в нужном положении осуществляется гайками. Бронзовые втулки запрессованы в теле рамки, верхняя втулка имеет сквозное отверстие, а в нижнюю втулку вставлен шарик.
Начальное и конечное положение рамки 4 задается ограничителем 17, в начальном (не притянутом) положении рамку удерживает спиральная пружина 5. Натяжение пружины регулируется специальным винтом.
Во время работы индукционного элемента для предотвращения расцепления червяка 7 с зубчатым сегментом 8 на подвижной рамке 4 установлена стальная скоба 11, которая, притягивается к магнитопроводу 1 и тем самым усиливает зацепление червяка с зубчатым сегментом;
Алюминиевый диск 3, который укреплен вместе с червяком 7 на латунной оси, вращающейся в подпятниках, расположенных в теле подвижной рамки.
У реле, выпущенных до июля 1957 года, шарики запрессованы в оси диска, а оба подпятника представляют собой латунный винт, в который запрессована стальная цапфа с отполированной боковой поверхностью. Начиная с июля 1957 года, шарики были перемещены в подпятники, а цапфы стали запрессовывать в ось.
Фиксация подпятников в нужном положении осуществляется гайками;
Зубчатый сегмент 8, который выполнен из бронзы. Для взаимодействия с рычагами устройства регулировки выдержки времени и якоря у зубчатого сегмента имеется толкатель.
У реле типов ИТ-83/1, ИТ-83/2, ИТ-84/1, ИТ-84/2, ИТ-86/1, ИТ-86/2 толкатель укорочен, так как индукционный элемент этих реле на основные контакты не действует. Для взаимодействия с вспомогательной контактной группой у зубчатых сегментов 8 этих типов реле в задней части имеется дополнительный толкатель.
Зубчатый сегмент 8 может поворачиваться на своей оси, которая проходит сквозь скобу, укрепленную двумя винтами на приливе основания. Ось зубчатого сегмента удерживается в своем положении П-образной пружиной;
Тормозной постоянный магнит 6, который крепится на приливе основания. Крепеж магнита состоит из 4 винтов, центральный винт с головкой является крепящим, а при помощи других трех винтов регулируется положение магнита по отношению к диску;
Устройства регулировки выдержки времени индукционного элемента, которое состоит из металлической конструкции с установленным в ней винтом с трапецеидальной резьбой и накатной головкой 13, а также рамки с указателем 14 и рычагом.
При вращении головки винта 13 рамка перемещается по его резьбе, при этом указатель 14 передвигается по шкале, нанесенной на шильдике, а рычаг взаимодействует с толкателем зубчатого сегмента 8.
При вращении головки винта 13 по часовой стрелке время срабатывания индукционного элемента реле уменьшается, при вращении против часовой стрелки – увеличивается.
Устройство регулировки времени действия индукционного элемента крепится к приливам основания при помощи двух шестигранных стоек с резьбовыми концами, гаек и гровер-шайб, как было отмечено выше, это крепление одновременно является частью крепления магнитопровода 1.
Общими для индукционного и электромагнитного элементов реле серии ИТ-80 также являются указатель срабатывания и контактная система.
Указатель срабатывания у реле старых образцов был составным, сама указывающая часть закреплена с внутренней стороны шильдика. Окрашенную в красный цвет внутреннюю поверхность указателя можно видеть сквозь отверстие, имеющееся в верхней левой части шильдика. Вторая часть указателя представляет собой рамку с флажком на одном конце и грузиком на другом. Рамка вращается на оси, укрепленной на пластине, ход рамки ограничен двумя цилиндрическими выступами, также имеющимися на пластине. Видимая снаружи часть флажка окрашена в белый цвет, в не сработанном положении флажок закрывает отверстие на шильдике, а при срабатывании реле флажок опускается и в отверстии появляется красный указатель. Пластина двумя винтами крепится на устройстве регулировки уставок времени срабатывания реле.
Как уже отмечалось выше, ручка возврата указателя срабатывания в исходное положение закреплена в левой части кожуха.

Рисунок 3. Конструкции основных контактных групп реле максимального тока серии ИТ-80

Рисунок 3. Конструкции основных контактных групп реле максимального тока серии ИТ-80:
а – контакты реле типов ИТ-81/1-А, ИТ-81/2-А, ИТ-82/1-А, ИТ-82/2-А, выпускавшихся с 1947 по 1951 год ЧЭАЗ:
1 – подвижная контактная пружина; 2 – нижняя ограничительная пластина; 3 – верхняя ограничительная пластина; 4 – неподвижный контакт.
б – контакты реле типов ИТ-81, ИТ-81/1, ИТ-81Б/1, ИТ-81/2, ИТ-81Б/2, ИТ-82/1, ИТ-82Б/1, ИТ-82/2, ИТ-82Б/2 и основные контакты реле типов ИТ-83/1, ИТ-83/2, ИТ-84/1, ИТ-84/2:
1 – подвижная контактная пружина; 2 – изоляционный упор; 3 – неподвижный контакт.
в – основные контакты реле типов ИТ-85/1, ИТ-86/1, ИТ-85/2, ИТ-86/2:
1 – верхняя упорная пружина; 2 – нижняя подвижная контактная пружина; 3 – верхний изоляционный упор; 4 – верхняя подвижная контактная пружина; 5 – изоляционный упор толкателя якоря; 6 – нижняя упорная пружина; 7 – неподвижный контакт.

Контактная система реле серии ИТ-80 в зависимости от исполнения состоит из одной (основной) или двух (основной и вспомогательной) контактных групп. Основная контактная группа предназначена для коммутации электрических цепей управления, вспомогательная контактная группа предназначена для коммутации электрических цепей сигнализации. Кроме того, в разное время контакты реле имели разную конструкцию.
По количеству и типу контактов реле серии ИТ-80 различаются следующим образом:
Реле типов ИТ-81, ИТ-81/1, ИТ-81/1-А, ИТ-81Б/1, ИТ-81/2, ИТ-81/2-А, ИТ-81Б/2, ИТ-82/1, ИТ-82/1-А, ИТ-82Б/1, ИТ-82/2, ИТ-82/2-А, ИТ-82Б/2 имеют одну основную контактную группу, состоящую из нормально разомкнутого контакта. Простой перестановкой скобы, на которой укреплен неподвижный контакт и пружины подвижного контакта, можно получить нормально замкнутый контакт. У данных типов реле контакт меняет свое состояние как от электромагнитного элемента, так и от индукционного;
Реле типов ИТ-83/1, ИТ-83/2, ИТ-84/1, ИТ-84/2 имеют две контактные группы - основную и вспомогательную, состоящие из нормально разомкнутых контактов, один (основной) срабатывает только от электромагнитного элемента (отсечки), а второй (вспомогательный) действует от индукционного элемента. У этих типов реле зубчатый сегмент не имеет связи с рычагом якоря отсечки;
Реле типов ИТ-85/1, ИТ-85/2 предназначены для защиты на оперативном переменном токе и имеют одну основную контактную группу, состоящую из двух усиленных контактов с общей точкой. Один контакт нормально разомкнутый, другой контакт - нормально замкнутый. При срабатывании сперва замыкается нормально разомкнутый контакт, а затем размыкается нормально замкнутый контакт, таким образом контакты переключают цепь без её разрыва. У данных типов реле контакты меняют свое состояние как от электромагнитного элемента, так и от индукционного;
Реле типов ИТ-86/1, ИТ-86/2 также предназначены для защиты на оперативном переменном токе , но имеют две контактные группы - основную и вспомогательную, одна (основная), как и у реле типов ИТ-85/1, ИТ-85/2, состоит из двух усиленных контактов с общей точкой, но срабатывают они только от электромагнитного элемента (отсечки), вторая (вспомогательная) контактная группа состоит из одного нормально разомкнутого контакта, на который действует индукционный элемент. У этих типов реле зубчатый сегмент тоже не имеет связи с рычагом якоря отсечки.
Реле ИТ-81/1-А ИТ-81/2-А, ИТ-82/1-А, ИТ-82/2-А, выпускавшиеся на ЧЭАЗ с 1947 до 1951 года, имеют контакты без изоляционного упора, из-за чего они подвержены механической вибрации от сотрясения релейной панели или стенки КРУ (КРУН), на которой установлено реле. Такие контакты следует менять на контакты другой конструкции. Конструкция основных контактных групп реле серии ИТ-80 показана на рисунке 3.
Вспомогательные контакты реле типов ИТ-83/1, ИТ-83/2, ИТ-84/1, ИТ-84/2, ИТ-86/1, ИТ-86/2 размещены на специальной скобе, закрепленной на основании. Изменение состояния контактов происходит за счет дополнительного толкателя зубчатого сегмента.
Так как часть хода зубчатого сегмента тратится на изменение состояния вспомогательной контактной группы, то диапазон выдержек времени у данных типов реле сокращен на одну минимальную уставку.  
Материал основных контактов реле типов ИТ-81, ИТ-81/1, ИТ-81/1-А, ИТ-81Б/1, ИТ-81/2, ИТ-81/2-А, ИТ-81Б/2, ИТ-82/1, ИТ-82/1-А, ИТ-82Б/1, ИТ-82/2, ИТ-82/2-А, ИТ-82Б/2, ИТ-83/1, ИТ-83/2, ИТ-84/1, ИТ-84/2 – серебро.
Основные контакты реле типов ИТ-85/1, ИТ-86/1, ИТ-85/2, ИТ-86/2 изготовлены из металлокерамической композиции - серебро – окись кадмия.
Вспомогательные контакты реле типов ИТ-83/1, ИТ-83/2, ИТ-84/1, ИТ-84/2, ИТ-86/1, ИТ-86/2 изготовлены из серебра.

Рисунок 4. Схема, поясняющая принцип работы индукционного элемента реле максимального тока серии ИТ-80 (некоторые части электромагнитного элемента не показаны)

Рисунок 4. Схема, поясняющая принцип работы индукционного элемента реле максимального тока серии ИТ-80 (некоторые части электромагнитного элемента не показаны):
1 – подвижная рамка; 2 – пружина, удерживающая рамку; 3 – тормозной постоянный магнит; 4 – алюминиевый диск; 5 – червяк на оси диска; 6 – стальная скоба; 7 – магнитопровод; 8 – катушка с обмоткой; 9 – зубчатый сегмент; F1 – сила, создаваемая магнитной системой; F2 – сила, противодействующая вращению диска, создаваемая постоянным магнитом; Fпр – сила натяжения пружины; Мвр – вращающий момент на диске.

Принцип работы реле максимального тока серии ИТ-80
Как уже было отмечено выше, по принципу действия реле серии ИТ-80 являются электромеханическими комбинированными реле и состоят из двух элементов: индукционного элемента, создающего ограниченно-зависимую от тока выдержку времени, и электромагнитного элемента мгновенного действия (отсечки).
При подаче тока в обмотку реле алюминиевый диск 4 начинает вращаться, только если ток в обмотке реле достигнет величины порядка 20-30% от тока уставки индукционного элемента.
Нормально рамка 1, на которой установлен диск при помощи пружины 2, оттянута в крайнее положение, и червяк 5 на оси диска не сцеплен с зубчатым сегментом 9. Поэтому вращение диска реле при значениях тока ниже тока срабатывания (сцепления) не вызывает действия реле.
При вращении диска 4 на него действуют сила F1, создаваемая магнитной системой (катушка 8 с магнитопроводом 7), и сила F2, противодействующая вращению диска, которая создается постоянным тормозным магнитом 3.
С увеличением тока в обмотке реле силы F1 и F2 также увеличиваются (увеличение силы F2 обусловливается тем, что число оборотов диска возрастает). При токе срабатывания (сцепления) результирующая этих сил преодолевает натяжение Fпр пружины 2, поворачивает скобу
1, происходит сцепление червячной передачи, то есть червяка на оси диска 5 с зубчатым сегментом 9. Сегмент начинает подниматься и по прошествии времени, определяемого уставкой шкалы выдержек времени, своим толкателем начинает поднимать рычаг якоря электромагнитного элемента. Во время этого процесса происходит уменьшение правого воздушного зазора между якорем и магнитопроводом индукционного элемента. Как только правый воздушный зазор якоря уменьшается до величины, соответствующей току срабатывания отсечки, правая часть якоря с ускорением притягивается к магнитопроводу, при этом текстолитовая пластинка, закрепленная на левой стороне якоря, переключает контактную группу, а рычаг якоря опрокидывает флажок механического указателя срабатывания реле, реле срабатывает.
При исчезновении тока в обмотке реле или уменьшении его ниже тока возврата индукционного элемента происходит расцепление зубчатого сегмента 9 с червяком 5.
Якорь электромагнитного элемента и зубчатый сегмент 9 под действием силы тяжести, а рамка 1 с диском 4 под действием возвратной пружины 2 возвращаются в исходное положение.
При подаче в обмотку реле тока, превышающего ток срабатывания электромагнитного элемента, правая часть якоря с ускорением притягивается к магнитопроводу, также происходит переключение контактной группы и опрокидывание сигнального флажка, реле в данном случае работает как обычное реле максимального тока, то есть практически без выдержки времени (отсечка).

Рисунок 5. Схемы внутренних соединений реле серии ИТ-80 (вид на реле сзади)

Рисунок 5. Схемы внутренних соединений реле серии ИТ-80 (вид на реле сзади):
a – ИТ-81, ИТ-81/1, ИТ-81/1-А, ИТ-81Б/1, ИТ-81/2, ИТ-81/2-А, ИТ-81Б/2, ИТ-82/1, ИТ-82/1-А, ИТ-82Б/1, ИТ-82/2, ИТ-82/2-А, ИТ-82Б/2; б – ИТ-83/1, ИТ-83/2, ИТ-84/1, ИТ-84/2; в – ИТ-85/1, ИТ-85/2; г – ИТ-86/1, ИТ-86/2.

Шильдик у реле серии ИТ-80 старых образцов выполнен в виде фотографии, которая наклеена на стальную пластину с двумя прямоугольными отверстиями, в одном отверстии можно наблюдать за состоянием алюминиевого диска, а во втором вдоль шкалы перемещается указатель уставки времени срабатывания реле.
На шильдике нанесены тип реле, логотип (товарный знак) предприятия-изготовителя, схема внутренних соединений, заводской номер, номинальный ток, ГОСТ, которому реле соответствует, год выпуска, характеристика зависимости времени срабатывания реле от кратности тока срабатывания, стрелка, указывающая направление вращения диска, таблица соответствия положения гнезд току уставки индукционного элемента и шкала уставок времени срабатывания индукционного элемента.
Шильдик крепится при помощи двух винтов на устройство регулировки выдержки времени индукционного элемента.

Элементы реле серии ИТ-80 в разное время подвергались конструктивным изменениям, помимо уже описанных выше, начиная с 1954 года, в реле были внесены следующие наиболее заметные изменения:
Шильдик реле стали изготавливать из алюминия, размер его был значительно уменьшен, а содержащаяся на нем информация была сокращена. С шильдика был удален указатель срабатывания и добавлено устройство регулировки времени действия реле;
Конструкция указателя срабатывания реле была значительно упрощена, а сам указатель перенесен правее, ближе к штепсельной колодке с гнёздами. Ручка возврата указателя срабатывания была уменьшена в размере и перемещена ближе к центру верхней части кожуха;
Устройство регулировки выдержки времени индукционного элемента было упрощено и полностью переместилось на шильдик. Для фиксации указателя на выбранной уставке по шкале применен винт с фасонной пластмассовой головкой.

Структура условного обозначения типоисполнений реле серии ИТ-80.
ИТ-8❶Б/❷-А
И – буква характеризует принцип действия реле «Индукционный»;
Т – буква характеризует функцию работы реле «Токовое»;
8 – 80 серия реле;
❶ – цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 – условный номер конструктивного исполнения;
Б – обозначение модификации реле (только для реле типа ИТ-81, ИТ-82, производившихся с 1951 по 1964? год);
❷ – цифры 1 или 2 – индекс исполнения по номинальному току 1=10 А, 2=5 А;
А – обозначение модификации реле (только для реле типа ИТ-81, ИТ-82, производившихся с 1940 по 1951 год).

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Тип реле – номинальный ток – ток срабатывания индукционного элемента – время срабатывания:
ИТ-81, ИТ-81/1, ИТ-81/1-А, ИТ-81Б/1 – 10 А – 4-10 А – 0,5-4 (3,5) сек.;
ИТ-81/2, ИТ-81/2-А, ИТ-81Б/2 – 5 А – 2-5 А – 0,5-4 (3,5) сек.;
ИТ-82/1, ИТ-82/1-А, ИТ-82Б/1 – 10 А – 4-10 А – 2-16 (14) сек.;
ИТ-82/2, ИТ-82/2-А, ИТ-82Б/2 – 5 А – 2-5 А – 2-16 (14) сек.;
ИТ-83/1 – 10 А – 4-10 А – 1-4 сек.;
ИТ-83/2 – 5 А – 2-5 А – 1-4 сек.;
ИТ-84/1 – 10 А – 4-10 А – 4-16 сек.;
ИТ-84/2 – 5 А – 2-5 А – 4-16 сек.;
ИТ-85/1 – 10 А – 4-10 А – 0,5-4 сек.;
ИТ-85/2 – 5 А – 2-5 А – 0,5-4 сек.;
ИТ-86/1 – 10 А – 4-10 А – 4-16 сек.;
ИТ-86/2 – 5 А – 2-5 А – 4-16 сек.
Выходные параметры:
Коммутационная способность контактов:
Для основной контактной группы реле типов ИТ-81, ИТ-82, ИТ-83, ИТ-84 на замыкание 5 А при напряжении не более 250 В постоянного и переменного тока, на размыкание 2 А переменного тока и 0,5 А постоянного тока при напряжении до 250 В;
Для вспомогательной контактной группы реле типов ИТ-83, ИТ-84, ИТ-86 на замыкание и размыкание 1 А переменного тока и 0,2 А постоянного тока при напряжении до 250 В;
Основная контактная группа реле типов ИТ-85, ИТ-86 способна шунтировать и дешунтировать управляемую цепь при токах до 150 А.
Габариты: 180 х 269 х 160 мм (В х Ш х Д) для реле с передним присоединением проводников, 150 х 250 х 200 мм (В х Ш х Д) для реле с задним присоединением проводников
Вес:
около 3,7 кг.

Дополнительная информация (источники информации)

1. Инструкция по наладке и проверке реле максимального тока серий РТ-80, РТ-90 и ИТ-80. О. Л. Гильчер. М.: Энергия, 1970 >> скачать
2. Справочник по релейной защите. Под общей редакцией Берковича М. А. М.-Л., Госэнергоиздат, 1963 >> скачать
3. Релейная защита в электрических системах. М. В. Титаренко, И. А. Носков-Дукельский. Львовский университет, 1960 >> скачать
4. Основы техники релейной защиты. М. Ф. Костров, И. И. Соловьев, А. М. Федосеев. М.-Л.: Госэнергоиздат, 1944 >> скачать
5. Электромонтер по эксплуатации релейной защиты и автоматики. 2-е издание, исправленное и дополненное. Э. И. Басс, А. И. Савостьянов, В. А. Семенов. М.: Высшая школа, 1967 >> скачать
6. История Чебоксарского электроаппаратного завода. Кузнецов И. Д., Петров Г. П. Чувашское книжное издательство, 1975 >> скачать
7. Испытание новых типов реле производства ХЭТЗ (Обмен экспл. опытом). Электрические станции №2, 1938 стр. 42
8. Реле защиты. Учебные таблицы. Г. П. Минин, В. К. Спиридонов, В. М. Швец. М.-Л.: ГЭИ, 1956 >> смотреть
9. Листы каталога Р10108-1. Реле токовое индукционное максимальное ограниченно-зависимое тип ИТ-81-ИТ-82. Харьковский электромеханический завод им. тов. Сталина И. В., 1939 >> скачать
10. Справочник электротехника. Том 2. Выпуск 3. Реле защиты и автоматики. Р. Е. Гельман, Я. Т. Кулешов и А. И. Савостьянов, А Д. Смирнова. М.-Л.: Энергия, 1965 >> скачать
11.  Инструкция по проверке и регулировке реле максимального тока серии ИТ-80. ОРГРЭС. О. А. Гильчер. М.-Л.: ГЭИ, 1961 >> скачать
12. Релейная защита. Издание второе, переработанное и дополненное. В. В. Майвалдов, В. Е. Казанский, В. К. Спиридонов. М.-Л.: НКЭП СССР ГЭИ, 1940 >> скачать

Метки: И
Рейтинг

Фотографии реле максимального тока серии ИТ-80

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация