Если вам интересна история реле и вы изучаете принцип работы разных типов реле !!! Подписывайтесь на мой канал на Ютубе !!!

Характеристики и фотографии маятникового трансмиттера МТ-1

Маятниковый трансмиттер МТ-1 1961 г.в. производства Саратовского электротехнического завода
 

Маятниковый трансмиттер типа МТ-1

Назначение

Маятниковые трансмиттеры МТ-1 применяются в устройствах автоматики и телемеханики железнодорожного транспорта, в устройствах импульсной и кодовой автоблокировки, для получения совместно с источником тока равномерных импульсов для питания рельсовых цепей.

Маятниковый трансмиттер МТ-1 1961 г.в. производства Саратовского электротехнического завода

Разработчик: Маятниковые трансмиттеры МТ-1 предположительно были разработаны и освоены в производстве в 1951 году
на Ленинградском Электротехническом заводе (ЛЭТЗ).
Трансмиттеры МТ-1 пришли на смену маятниковым кодовым трансмиттерам типа МКТ-1.
Производители: Первоначально трансмиттеры МТ-1 производились на Ленинградском Электротехническом заводе (ЛЭТЗ), впоследствии их производство было передано на Саратовский электротехнический завод МПС СССР, ныне это Общество с ограниченной ответственностью Электротехнический завод «ГЭКСАР».
В 1980 году маятниковые трансмиттеры МТ-1 были модернизированы и стали обозначаться МТ-1М. Электрическая схема реле МТ-1 и МТ-1М, а также основные технические характеристики реле остались неизменными.
Маятниковые трансмиттеры МТ-1М производятся по настоящее время ООО ЭТЗ «ГЭКСАР».
Маятниковые трансмиттеры МТ-1 выпускались по техническим условиям ТУ 366-51, маятниковые трансмиттеры МТ-1М выпускаются по ТУ32 ЦШ 330-80.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Маятниковый трансмиттер МТ-1 представляет собой электромагнитный механизм. Его основными частями являются две катушки 2 с сердечниками 3, укрепленными на карболитовой плате 4, планка 1 и якорь 16, который расположен между полюсными наконечниками 6 и укреплен на оси с маятником 11 и тремя кодовыми кулачками 8.
Якорь, маятник и кодовые кулачки вместе с осью, установленной в радиальноупорных шариковых подшипниках 9, совершают колебательное движение в вертикальной плоскости.
Катушки электромагнита закреплены на сердечниках 3 планкой 1, которая одновременно служит и ярмом электромагнита. Обмотки катушек, каждая сопротивлением 300 Ом, могут быть соединены между собой параллельно или последовательно.
В исходном состоянии якорь находится под углом 30-40° к горизонтальной плоскости.

Рисунок 1. Конструкция маятникового трансмиттер МТ-1

Рисунок 1. Конструкция маятникового трансмиттер МТ-1:
1– планка; 2 – катушка; 3 – сердечник; 4 – плата; 5 – кронштейн; 6 – полюсный наконечник; 7 – кожух; 8 – кулачковая шайба; 9 – шариковый подшипник; 10 – ролик; 11 – маятник; 12 – ось; 13 и 14 – контактные группы; 15 – сопротивление; 16 – якорь; 17 – конденсатор; 18 – основание; 19 – винт.

Контактная система маятникового трансмиттера МТ-1 состоит из двух рабочих замыкающих (фронтовых) контактов и одного подгоночного (управляющего) размыкающего (тылового) контакта. Материал контактов – серебро.
Для устранения новообразования в момент размыкания контактов параллельно им включены искрогасящие контуры, состоящие из последовательно соединенных конденсатора и сопротивления (смотрите рисунок 3).
Конденсаторы С1, С2, С3 типа МБГП-1 200 В 1 мкФ. Резисторы R1, R2, R3 представляют собой катушки, они состоят из резисторов типа ВС и намотанных на них обмоток проводом марки ПЭВКМ-2.
Обмотка R1 намотана проводом диаметром 0,12 мм и имеет сопротивление 30 Ом.
Обмотки R2, R3 намотаны проводом диаметром 0,2 мм и имеют сопротивление 10 Ом.
В современных трансмиттерах МТ-1М вместо цепочек из последовательно соединенных конденсаторов и сопротивлений применены три варистора, которые соединены параллельно контактам.

Рисунок 2. Кинематическая схема маятникового трансмиттера МТ-1

Рисунок 2. Кинематическая схема маятникового трансмиттера МТ-1

Маятниковый трансмиттер МТ-1 работает следующим образом.
При подключении обмоток электромагнита к источнику постоянного тока создается магнитное поле, которое поворачивает якорь в вертикальной плоскости до горизонтального положения. При этом жестко скрепленный через ось с якорем маятник становится под угол 45-50° к вертикали (дополнительное отклонение происходит за счет сил инерции маятника).
В этот момент происходит размыкание подгоночного (управляющего) контакта, обмотки электромагнита трансмиттера обесточиваются и под действием отклоненного маятника вся система начинает возвращаться в исходное положение.
В момент прохождения маятником вертикального положения происходит замыкание подгоночного (управляющего) контакта и в обмотки электромагнита вновь подается ток. В результате якорь вновь займет горизонтальное положение, а маятник отклонится от вертикали на угол 45-50°. Таким образом, колебательный процесс происходит непрерывно, и при каждом отклонении подвижной системы кодовые кулачки, укрепленные на оси, обеспечивают замыкание и размыкание двух рабочих контактов.

Рисунок 3. Электрические схемы маятниковых трансмиттеров МТ-1 и МТ-1М

Рисунок 3. Электрические схемы маятниковых трансмиттеров МТ-1 и МТ-1М:
а – трансмиттер МТ-1; б – трансмиттер МТ-1М.

Механизм маятникового трансмиттера с искрогасящими контурами заключен в кожухе 7 из листовой стали со стеклянными стенками, который обеспечивает всесторонний осмотр механизма трансмиттера. В современных трансмиттерах МТ-1М кожух выполнен из пластмассы.
На верхней планке 1 двумя клепками закреплен шильдик, на котором нанесена информация о типе маятникового трансмиттера, годе его производства, заводской номер, а также логотип (товарный знак) предприятия-изготовителя.
Также трансмиттеры выпуска прежних лет на дне кожуха имели два бумажных шильдика. На одном была изображена электрическая схема трансмиттера, а второй приемный, на нем указывалась дата проверки, параметры срабатывания, заводской номер и сопротивление обмоток. На современных трансмиттерах МТ-1М электрическая схема, параметры обмоток и напряжения срабатывания указываются на дополнительном алюминиевом шильдике, который закреплен на кожухе.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Номинальное напряжение обмоток: 12 В постоянного тока, при параллельном соединение обмоток; 24 В постоянного тока при последовательном соединении обмоток
Выходные параметры:
Частота качаний или число замыканий рабочих контактов: от 95 до 115 в минуту
Длительность импульса, создаваемая рабочими контактами: от 0,24 до 0,3 с
Ток коммутируемый контактами: 0,25 А постоянного тока
Напряжение на разомкнутых контактах: 12 В
Габариты: 255 X 159 X 159 (В х Ш х Д)
Вес:
не более 7,5 кг для МТ-1; не более 5,5 кг для МТ-1М.

Дополнительная информация (источники информации)

1. Аппараты низкого напряжения. Реле железнодорожного транспорта. Сводный каталог 2. М.: Цинтиэлектропром, 1962 >> скачать
2. Трансмиттеры маятниковые МТ-1М (1305-00-00) и МТ-2М (22199-00-00) ТУ 32 ЦШ 330-80. (pdf, 83 кБ.) >> скачать
3. Устройство СЦБ и их содержание. Е.В. Афанасьев, А.А. Казаков. – М.: Трансжелдориздат, 1953

Метки: М
Рейтинг

Фотографии маятникового трансмиттера типа МТ-1

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация