Характеристики и фотографии реле серии ЭП-100

Промежуточное реле типа ЭП-101-А 1948 г.в., производства ЧЭАЗ
 

Реле промежуточные серии ЭП-100

Назначение

Промежуточные электромагнитные реле серии ЭП-100 применяются в схемах защиты и автоматики на постоянном оперативном токе для размножения контактов для коммутации цепей с большим потреблением.

Промежуточное реле типа ЭП-101-А 1948 г.в., производства Чебоксарского электроаппаратного завода

Разработчик: Чебоксарский электроаппаратный завод, прежнее название Государственный союзный завод №654, еще более раннее название - Завод специальной электроаппаратуры (СЭА).
Реле серии ЭП-100 предположительно были разработаны в период с 1947 по 1948 года, а производство их начато в 1948 году, реле более ранних годов производства я пока не встречал.
Производители: Чебоксарский электроаппаратный завод (ЧЭАЗ)
Также в 1956-1959 годах реле ЭП-100 производили на Харьковском заводе Реле и автоматики.
Реле серии ЭП-100 выпускались в соответствии с ГОСТ 5018-49.
Промежуточные реле серии ЭП-100 предположительно сняты с производства в 1959 году. Ему на смену в 1957 году на ЧЭАЗ было освоено новое промежуточное реле типа РП-23, его конструкция была предложена инженером Цфасманом Матвеем Борисовичем.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Серия реле ЭП-100 включает в себя несколько типов реле конструктивно различающихся между собой количеством и типами контактов, а также количеством и параметрами обмоток:
ЭП-101-А – одна обмотка напряжения, два нормально замкнутых контакта и два нормально разомкнутых контакта;
ЭП-103-А – одна обмотка напряжения, четыре нормально разомкнутых контакта;
ЭП-131 – одна токовая обмотка (рабочая) и одна обмотка напряжения (удерживающая), два переключающих контакта;
ЭП-132 – одна обмотка напряжения (рабочая) и две токовые обмотки (удерживающие), два нормально разомкнутых контакта и два нормально разомкнутых контакта, включенные последовательно с токовыми обмотками.
Конструктивно реле выполнено в виде параллелепипеда и состоит из основания (цоколя), кожуха, магнитной и контактной систем.

Рисунок 1. Общий вид реле серии ЭП-100

Рисунок 1. Общий вид реле серии ЭП-100

Магнитная система реле клапанного типа и Ш-образной формы, состоит из магнитопровода, якоря и среднего стержня, на котором расположена катушка с одной обмоткой у реле типа ЭП-101-А, ЭП-103-А, и с несколькими обмотками у реле типа ЭП-131, П-132.
Якорь реле поворачивается относительно магнитопровода на бронзовом пружинном угольнике, который прикреплен одной стороной к якорю, а другой - к магнитопроводу.
Возврат якоря в исходное положение осуществляется за счет цилиндрической возвратной пружины, один конец которой при помощи специальной пластины закреплен на магнитопроводе, а второй конец зацеплен за шпильку, прикрученную к якорю двумя гайками, при помощи шпильки и гаек осуществляется регулирование натяга возвратной пружины.
Ход якоря ограничивает упорная скоба, закрепленная на магнитопроводе.
На основание магнитная система крепится при помощи гайки и среднего стержня, последний на выступающей части имеет резьбу, а в основании имеется соответствующего диаметра отверстие.
Каркас катушки реле серии ЭП-100 выполнен из прессматериала.
Как уже было отмечено выше, контактная система реле серии ЭП-100 у разных типов состоит из разного количества и вида контактов.
У всех типов реле неподвижные контакты в количестве восьми штук встроены в четыре колонки (по два контакта на колонку). Колонки собраны из шпилек гаек и изоляционных втулок, они прикручены к специальной металлической скобе, изогнутой под 90 градусов и закрепленной на магнитопроводе.

Рисунок 2. Конструкция реле серии ЭП-100

Рисунок 2. Конструкция реле серии ЭП-100:
1 – магнитопровод; 2 – обмотка; 3 – якорь; 4 – неподвижные контакты; 5 – подвижные контакты; 6 – возвратная пружина; 7 – упорная скоба; 8 – винт для крепления упорной скобы; 9 – скоба неподвижных контактов; 10 – угольник для крепления якоря; 11 – изолирующие колонки; 12 – шпилька для регулирования натяга возвратной пружины.

Подвижные контакты в количестве четырех штук представляют собой контактные мостики, которые встроены в две таких же колонки (по два контакта на колонку), как и у неподвижных контактов. Колонки подвижных контактов закреплены на якоре.
Материал контактов – серебро.
Кожух и основание (цоколь) реле серии ЭП-100 прессованы из пластмассы.
В основание впрессованы десять латунных втулок с резьбой, к ним при помощи винтов присоединяются вывода обмоток и контактов.
Внешние провода к реле присоединяются при помощи винтов (у реле с передним присоединением проводов) или при помощи шпилек и гаек (у реле с задним присоединением проводов).
Также в верхней и нижней частях основания впрессованы две металлические гайки, они предназначены для крепления реле на панели.
Кожух крепится к основанию (цоколю) при помощи одной винтовой ручки, для чего к основанию прикручена специальная скоба.
На кожухе закреплен шильдик, который содержит информацию об устройстве: тип реле, год выпуска, заводской номер, логотип (товарный знак) предприятия изготовителя, номинальное напряжение катушек, схему расположения выводов, номера катушек.

Рисунок 3. Электрические схемы реле серии ЭП-100

Рисунок 3. Электрические схемы реле серии ЭП-100
а – реле ЭП-131; б – реле ЭП-132; в – реле ЭП-101-А; г – реле ЭП-103-А.

Первые выпуски отечественных реле имели недостатки, которые выявлялись в ходе эксплуатации. К 1954 году уже был накоплен большой опыт эксплуатации реле серии ЭП-100, и все недостатки его конструкции вылезли наружу. Так, например, в соответствии с [6] в ряде энергосистем имели место случаи ложного действия релейной защиты вследствие замыкания контактов промежуточных реле серий ЭП-100 и ЭПВ-100 при нажатии на кожух реле и обтирке пыли. Было установлено, что при нажатии на кожух возможно его незначительное смещение вниз вследствие крепления его к цоколю реле только одной винтовой ручкой (если последняя недостаточно затянута).
Из-за небольшого расстояния между внутренней поверхностью кожуха и подвижным якорем реле, а также хвостовиком бронзового пружинного угольника, крепящего этот якорь к скобе магнитопровода, смещение кожуха вызывает срабатывание реле.
Техническое управление МЭС предлагало заводу-изготовителю устранять указанный недостаток путем смещения вниз на 2 мм механизма реле и укорачиванием хвостовиков якоря и бронзового пружинного угольника. Эти пожелания были учтены, и заводом в конструкцию реле были внесены указанные изменения.
Для реле, которые уже находились в эксплуатации, предлагалось сильнее затягивать винт, крепящий кожух, так как при достаточно затянутом винте смещение кожуха не наблюдается. Также предлагалось привинчивать к скобе магнитопровода угольник или установить специальные штифты, ограничивающие возможность перемещения надетого кожуха в направлении якоря реле.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Номинальное напряжение обмотки: 24; 48; 110; 220 В постоянного тока для реле ЭП-101А, ЭП-103А, ЭП-132 и 110; 220 В постоянного тока для реле ЭП-131
Номинальный ток обмотки: 1; 2; 4 А для реле ЭП-131, ЭП-132 (имеет две токовые обмотки)
Выходные параметры:
Ток коммутируемый контактами: 5А
Напряжение на разомкнутых контактах: 110; 220 В постоянного и меперменного тока частотой 50 Гц
Габариты: переднее присоединение 142 х 106 х 136 мм; заднее присоединение 207 х 86 х 111 мм (В х Ш х Д)
Вес:
не более 1 кг.

Дополнительная информация (источники информации)

1. История Чебоксарского электроаппаратного завода. Кузнецов И.Д., Петров Г.П. Чувашское книжное издательство, 1975 >> скачать
2. Инструкция по проверке промежуточных и указательных реле. М.: «Энергия» 1969 г. Стр. 6-7 и 74-75. Реле ЭП-101-А и ЭП-103-А (DjVu, 72 кБ.) >>скачать
3. Справочник по релейной защите. М.А. Беркович. М.-Л., Госэнергоиздат, 1963 >>скачать
4.  Справочник электротехника. Том второй. Выпуск третий. Реле защиты и автоматики. Р. Е. Гельман, Я. Т. Кулешов и А. И. Савостьянов. Под общей редакцией инж. А Д. Смирнова М.-Л.: Энергия, 1965. Даны обмоточные данные реле ЭП-101А, ЭП-103А, ЭП-131, ЭП-132. >>скачать
5. Справочник по элементам автоматики и телемеханики. Электромагнитные реле. И. Е. Декабрун и Н. Р. Тедер. Под редакцией  Б. С. Сотскова. М.-Л.: ГЭИ, 1958 >>скачать
6. Противоаварийный циркуляр № Э-5/54. Об устранении недостатков реле серии ЭП-100 и ЭПВ-100. Министерство электростанций СССР. Техническое управление, 1954. >>скачать

Метки: ЭП
Рейтинг

Фотографии промежуточных реле серии ЭП-100

КомментарииВсего (1)

Никита 18 Декабря, 2019 01:36
Пользователь: Никита<br />Регистрация: Сентябрь 21, 2010, 9:03
Реле серии ЭП-100 выпускались в замен реле РП-2

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация