Если вам интересна история реле и вы изучаете принцип работы разных типов реле !!! Подписывайтесь на мой канал на Ютубе !!!

Характеристики и фотографии поляризованных реле РП-3, РП-4, РП-4М, РП-5, РП-7

Поляризованное реле РП-4 У1722007  1955 г.в. производства завода Красная Заря
  

Реле поляризованные типа РП-4, 5, 7

Назначение

Поляризованные реле типов РП-3, РП-4, РП-4М, РП-5 и РП-7 предназначены для коммутирования электрических цепей в аппаратуре автоматики, связи (в приемных и передающих цепях аппаратуры тонального телеграфа) и сигнализации. Также реле используется в составе устройств релейной защиты и автоматики как высокочувствительные и быстродействующие элементы.

Поляризованное реле РП-4 У1722007  1955 г.в. производства завода Красная Заря

Разработчик и производители: Поляризованные реле типа РП-3, РП-4 (РП-4М), РП-5, РП-7 были разработаны в начале 50-х годов в ОКБ-3 завода Красная Заря, там же и было налажено их серийное производство.
Реле были скопированы с крупногабаритных поляризованных реле, установленных в системе управления ракетой ФАУ-2. Более миниатюрными аналогами этих реле стали поляризованные реле РПС-11/3, РПС-11/4, РПС-11/5, РПС-11/7, разработанные в 1957 году тем же ОКБ-3.
В дальнейшем производство реле было передано Уфимскому завод телефонной аппаратуры, а также Стародубскому заводу «Реле», который поначалу освоил в производстве литье из силумина несущего корпуса реле РП-3, РП-4, РП-5 и РП-7 и поставлял эту деталь и Красной Заре, и Уфимскому завод телефонной аппаратуры, но затем на Стародубском заводе освоили производство и самих реле целиком.
Поляризованные реле РП-3, РП-4 (РП-4М), РП-5, РП-7 выпускались в соответствии с техническими условиями РС0.452.020 ТУ и общими техническими условиями РХ0.074.005 ТУ.

Аппаратура (техника), в которой применялось реле

Устройства релейной защиты и автоматики:
РИС-Э3М – реле РП-4;
КРС-4, ДЗ-2, ДФЗ-201, ДФЗ-504, ДФЗ-401, ДФЗ-402, ДЗЛ-1, КРБ-125, КРБ-126 –  реле РП-7;
………………….

Конструкция и принцип действия

Поляризованные реле типа РП выполнены в форме параллелепипеда и выпускались в нескольких модификациях: РП-3, РП-4 (РП-4М), РП-5, РП-7. Все внутренние элементы реле смонтированы на несущем корпусе, выполненном из силумина.
Для предотвращения попадания на внутренние элементы реле пыли и мелких стальных опилок (поле постоянного магнита реле обладает большой силой) на них сверху надевается кожух, который удерживается на несущем корпусе при помощи двух винтов, при этом у более ранних реле один из винтов вставлялся через пломбировочную чашку, позже винты стали просто снаружи закрашивать краской.
Кожухи у реле чаще всего выполнялись из некрашеного алюминия. Иногда с порошковой окраской серого цвета. Для поляризованных реле РП-7, которые наиболее часто применялись в устройствах релейной защиты и автоматики, помимо алюминиевых также изготовлялись кожухи из черной пластмассы со стеклянным окошком и кожухи из прозрачной пластмассы, что позволяло наблюдать за контактными системами реле без снятия кожухов.
На кожухах обычно наносились год изготовления, логотип предприятия изготовителя и служебные отметки.

Рисунок 1. Общий вид поляризованных реле типа РП

Рисунок 1. Общий вид поляризованных реле типа РП:
а – реле РП-3, РП-4, РП-4М; б – реле РП-5; в – реле РП-7.

Выводы обмоток и контактов контактной системы реле припаяны к 16 плоским контактным штифтам (ламелям) специальной штепсельной колодки из фенопласта. Эта колодка прикреплена двумя винтами и двумя направляющими штифтами к несущему корпусу. На колодке нанесен децимальный номер реле (паспорт), его тип и логотип (товарный знак) предприятия изготовителя, а также нумерация выводов.
Включение реле в цепь питания и коммутируемые цепи производится при помощи соединительной (штепсельной) колодки типа СК, позволяющей производить быструю смену реле. Для извлечения реле из колодки на кожухе имеется специальная петля.
Один из направляющих штифтов у каждого типа реле выполняет роль ключа, он имеет скос с одной стороны и у каждого типа этот скос повернут в свою сторону. На соединительной колодке для каждого типа реле имеется ответная часть, металлическая накладка (смотрите рисунок 2). Благодаря такой конструкции каждый тип реле подходит только в свою соединительную колодку, это позволяет избежать ошибок при установке реле.
Внешние провода к соединительной колодке присоединяются при помощи пайки. На шасси аппаратуры соединительная колодка крепится при помощи двух винтов.

Рисунок 2. Общий вид соединительных колодок типа СК для поляризованных реле типа РП (вид со стороны установки реле в колодку)

Рисунок 2. Общий вид соединительных колодок типа СК для поляризованных реле типа РП (вид со стороны установки реле в колодку):
а – РСЗ.656.009 Сп для реле РП-3, РС3.656.055 Сп для реле РП-4 и РПБ-4, РС3.656.092 Сп для реле РП-4М, РС3.656.065 Сп для реле 64П;
б – РС3.656.056 Сп для реле РП-5 и РПБ-5;
в – РС3.656.057 Сп для реле РП-7 и РПБ-7, РСЗ.656.000 Сп для реле ОР65.

Внутри конструкция всех модификаций реле РП практически одинакова. Они различаются регулировкой контактной системы, обмоточными данными и некоторыми несущественными деталями. Такая же конструкция у поляризованных реле типа 64П и ОР65.
Реле типов РП-3 и РП-4 (РП-4М) двухпозиционные, двустабильные, они имеют нейтральную регулировку с магнитной блокировкой якоря. 
Контакты установлены симметрично относительно нейтрали. При выключении и отключении тока якорь реле удерживается у того полюса, к которому он притянулся.
Реле типа РП-3 отличается от реле типа РП-4 меньшей чувствительностью, большим давлением в контактах при отсутствии тока в обмотке за счет более тонкой подвесной пружины якоря.
Реле РП-4М имеет фторопластовую прокладку между пружинами якоря. Прокладка предназначена для уменьшения дребезжания якоря.
Реле типа РП-5 трехпозиционное, одностабильное. Якорь реле при отсутствии возбуждения находится в среднем положении и не касается контактов. Реле типа РП-5 отличается от реле типа РП-4 большей толщиной подвесной пружины якоря.
Реле типа РП-7 представляет собой двухпозиционное, одностабильное с преобладанием. Оба контакта расположены по одну сторону от нейтрали. При отсутствии тока в обмотке якорь реле типа РП-7 всегда прижат к правому контакту.
По числу обмоток в зависимости от паспорта поляризованные реле РП выпускались:
- РП-3 семиобмоточные;
- РП-4 двухобмоточные, трехобмоточные, семиобмоточные;
- РП-5 однообмоточные, двухобмоточные, трехобмоточные, четырехобмоточные, пятиобмоточные, шестиобмоточные и семиобмоточные;
- РП-7 однообмоточные, двухобмоточные, трехобмоточные, четырехобмоточные, пятиобмоточные и семиобмоточные.
Контакты поляризованных реле РП имеют сферическую контактную поверхность. Материал контактов, в зависимости от паспорта и года выпуска может быть: ПлИ-10, Ср999, ПдЦрХ-1, ВС-70, ЗлНк95-5.

Поляризованные реле РП состоят из следующих частей (смотри рисунок 3): постоянного магнита 1, катушки с обмотками 2 с подковообразным магнитопроводом 3, якоря 4, язычка с подвижными контактами 5 и двух неподвижных контактов 6.
В один из полюсов постоянного магнита, залитого в несущий корпус из немагнитного материала, ввернуты две шпильки с фигурными гайками 7, крепящие концы подковообразного магнитопровода к корпусу реле. На концах магнитопровода имеются утолщения 8, образующие полюсные надставки постоянного магнита. Магнитопровод выполнен из пермаллоя, что обеспечивает высокую чувствительность реле.
Якорь реле из мягкой стали подвешен к рамке 9 на плоской стальной пружинке 10, заменяющей ось. В верхней части якоря имеются крылышки 11, расположенные в собранном реле над вторым полюсом постоянного магнита. Язычок 5, на котором укреплены подвижные контакты, состоит из двух пружинок, приклепанных к якорю. Во время срабатывания реле при ударе подвижного контакта о неподвижный одна пружинка скользит с определенным трением по другой, уменьшая тем самым вибрацию контактов. Для этой же цели неподвижные контакты 6 также укреплены на плоских пружинках, упирающихся в регулировочные винты 12, закрепляемые стопорными винтами 16.
Ток к подвижным контактам подводится через рамку и пружину, на которой подведен якорь. Оба неподвижных контакта и рамка с якорем смонтированы на фарфоровой колодке 13, прикрепленной двумя винтами 14 к корпусу реле. Благодаря этому рамка и якорь оказываются изолированными от корпуса реле.
На нижней части якоря с обеих его сторон имеются по две цилиндрических накладки 15 из изоляционного материала, препятствующие соприкосновению якоря с магнитопроводом.

Рисунок 3. Конструкция поляризованного реле типа РП

Рисунок 3. Конструкция поляризованного реле типа РП:
1 – постоянный магнит; 2 – катушка реле; 3 – магнитопровод; 4 – якорь, 5 – язычок с подвижными контактами; 6 – неподвижные контакты; 7 – шпильки с фигурными гайками; 8 – полюсная надставка; 9 – рамка; 10 – плоская пружинка; 11 – крылышки; 12 – регулировочные винты; 13 – фарфоровая колодка; 14 – винты, крепящие колодку; 15 – изоляционные цилиндрические накладки; 16 – стопорные винты; 17– винты, при помощи которых рамка прикрепляется к колодке.

Принцип действия поляризованных реле РП

При подаче от источника тока положительного потенциала на начало обмотки и отрицательного - на конец обмотки якорь реле замыкается с правым контактом реле. При противоположном направлении тока по обмотке якорь замыкается с левым контактом.
От полюса N постоянного магнита через две шпильки и полюсные надставки магнитный поток, пройдя через два воздушных зазора, входит с обеих сторон в якорь.
Пройдя по нему, поток переходит в крылышки, расположенные в верхней части якоря, и через воздушный зазор замыкается на полюсе S магнита.
В свою очередь, магнитный поток, создаваемый током; протекающим по обмотке реле, циркулирует по цепи, состоящей из подковообразного магнитопровода с полюсными надставками и воздушного зазора, пронизывая нижнюю часть якоря, расположенную в этом зазоре.
Если якорь реле установить по средней линии ОМ, то такое симметричное его расположение вызовет деление магнитного потока постоянного магнита в воздушном зазоре между каждой из полюсных надставок и нижней частью якоря на две равные части Фо/2. В этом положении на якорь будут действовать две равные и противоположно направленные силы F1 и F2, в результате чего якорь будет находиться в положении равновесия. Но это равновесие неустойчивое, так как малейшая несимметрия или внешний толчок могут вывести якорь из его среднего положения (по линии ОМ), и он переместится в сторону ближайшего конца магнитопровода, допустим, по часовой стрелке, до упора язычка в неподвижный контакт. Вследствие того, что нижняя часть якоря будет в этом случае ближе к левому концу магнитопровода, поток между ними будет больше потока между якорем и правым концом магнитопровода, соответственно через силу F1 станет больше силы F2, и в результате якорь будет прижат к правому контакту силой F = F1 - F2.
Если якорь отклонить на тот же угол против часовой стрелки от нейтральной линии, то с одинаковой по величине силой F = F2 - F1 якорь будет прижат к левому контакту.
При протекании тока по обмотке реле в подковообразном магнитопроводе появляется дополнительный магнитный поток Фi, который между концами магнитопровода взаимодействует в воздушном зазоре с потоком постоянного магнита. В результате суммарный поток с левой стороны якоря увеличивается, а с правой уменьшается, и якорь под действием результирующей силы будет перемещаться по часовой стрелке.

Рисунок 4. Принципиальная схема магнитных цепей поляризованного реле типа РП

Рисунок 4. Принципиальная схема магнитных цепей поляризованного реле типа РП

Регулировка поляризованных реле типа РП

Все поляризованные реле РП проходят регулировку на заводе, поэтому в эксплуатации не требуется специальная регулировка.
В случаях нарушения регулировки и несоответствия техническим требованиям необходимо произвести перерегулировку реле.
Наиболее просто в небольших пределах токи срабатывания и возврата реле могут быть отрегулированы поворотом упорных винтов 12 неподвижных контактов. Так, для увеличения тока срабатывания реле упорный винт 12 левого неподвижного контакта вывинчивается, а для уменьшения - ввинчивается.
Для увеличения тока возврата реле упорный винт правого неподвижного контакта ввинчивается, а для уменьшения - вывинчивается.
В тех случаях, когда указанная регулировка не дает желательных результатов, необходимо произвести более сложную регулировку по приведенным ниже указаниям:
а) ослабляется затяжка гаек 7, крепящих магнитопровод. Увеличивается зазор между полюсами магнитопровода до максимально возможного, после чего гайки вновь надежно затягиваются. 
Увеличение зазора производится путем раздвигания концов магнитопровода отверткой, вставленной в воздушный зазор между его концами.
Увеличивать зазор нужно осторожно, чтобы не повредить якорь и крепящую его пружинку;
б) устанавливается максимально возможное расстояние между подвижными контактами;
в) фарфоровая колода устанавливается в таком положении, чтобы при протекании тока на 5-7 % больше тока срабатывания происходил отрыв якоря от правой полюсной надставки магнита, после чего винты, крепящие колодку, слегка затягиваются;
г) точная регулировка реле на заданный ток срабатывания осуществляется поворотом упорного винта 12 левого неподвижного контакта.
В случае нечеткой работы реле, когда якорь, отрываясь от правого полюса, не доходит до левого полюса, а остается в промежуточном положении (якорь «плавает»), следует немного уменьшить зазор между полюсами магнитопровода (обычно достаточно приблизить левый конец магнитопровода) и произвести регулировку реле вновь;
д) после срабатывания реле ввинчивается винт 12 правого неподвижного контакта до надежного замыкания НО контакта. При этом проверяется коэффициент возврата реле: если коэффициент возврата реле ниже требуемого, то его необходимо увеличить до требуемой или большей величины путем ввинчивания упорного винта 12 правого неподвижного контакта. При этом нужно следить за тем, чтобы была обеспечена достаточная величина нажатия на неподвижный правый контакт реле;
е) проверяется величина зазора между контактами. Если величина зазора окажется меньше допустимой, необходимо вновь произвести регулировку реле;
ж) надежно затягиваются винты 14 и стопорные винты 16, после чего производится повторная проверка величины токов срабатывания и возврата реле.
Изменяя перемещением фарфоровой колодки положение якоря в воздушном зазоре, можно получить регулировку реле на нейтраль, то есть когда якорь располагается по осевой линии, или на преобладание, когда якорь прижат к одному из неподвижных контактов.
Рабочее положение реле любое.

Краткие технические характеристики

Входные параметры:
Ток срабатывания: 0,029 - 33 мА в зависисмости от паспорта
Выходные параметры:
Ток коммутируемый контактами: 0,2 А
Напряжение на розомкнутых контактах: не более 27 В
Габариты: 98,7 х 27,5 х 42,6 мм (В х Ш х Д) без соединительной колодки
Вес:
не более 220 г.

Дополнительная информация (источники информации)

1. Северная заря 1974-2014. Сохраняя прошлое, создавать настоящее и будущее. (Корпоративное издание ОАО НПК «Северная заря») Автор: Малащенко А.А. Санкт-Петербург, 2014 >> скачать
2. Расчет электромагнитных реле для аппаратуры автоматики и связи. Издание третье переработанное и дополненное. Автор: М.И. Витемберг. М-Л.: Энергия, 1961. 16-3. Поляризованные реле типов РП. Страницы 479-481. Описание реле РП (DjVu, 93 кБ.) >>скачать
3. Справочник по электромагнитным реле.  Игловский И. Г. и Владимиров Г. В. -Л.: Энергия, 1975 >> скачать
4. Справочник по слаботочным электрическим реле. Издание второе, переработанное и дополненное. Игловский И. Г. и Владимиров Г. В. - Л.: Энергоатомиздат, 1984 >> скачать
5. Справочник по слаботочным электрическим реле. Издание третье, переработанное и дополненное. Игловский И. Г. и Владимиров Г. В. - Л.: Энергоатомиздат, 1990 >> скачать
6. Справочник. Реле и контакторы. Проектно-конструкторское бюро, 1962. Поляризованные реле РП-4,. РП-4М, РП-5 и РП-7 . Описание реле и технические данные. (DjVu, 572 кБ.) >>скачать
7. Справочник. Реле и контакторы. Проектно-конструкторское бюро, 1962. Колодка для реле РП-3, РП-4, РП-5 и РП-7. (DjVu, 63 кБ.) >>скачать
8. Некоторые старые паспорта (Уххххххх) реле РП-4, РП-5, РП-7 можно посмотреть в справочном листке из журнала Радио >> перейти
9. Справочник по элементам автоматики и телемеханики. Электромагнитные реле. И. Е. Декабрун и Н. Р. Тедер. Под редакцией Б. С. Сотскова. Переводные таблицы реле завода Красная заря. М.-Л.: ГЭИ, 1958 >>скачать
10. Наладка и эксплуатация релейной части дифференциально-фазных высокочастотных защит линий 400 - 500 кВ (ДФЗ-401 и ДФ3-402). В. В. Кочетов, Е. Д. Сапир и Г. Г. Якубсон. Регулировка реле РП-7. М.-Л.: ГЭИ, 1962
11. Руководящие указания по наладке, проверке и эксплуатации продольной защиты линии типа ДЗЛ-. Я. М. Сморядинский, В. М. Волков. Регулировка реле РП-7. М.-Л.: ГЭИ, 1962
12. Поляризованное реле типа РП-7. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ОБК 469.349. Издание 16 >>скачать
13. Отраслевой стандарт ОСТ4 Г0.452.017. Редакция 1-72. Реле поляризованные типа РП-4, РП-4М, РП-5, РП-7. Руководство по выбору >>скачать 
14. Отраслевой стандарт ОСТ4 Г0.452.015. Редакция 1-72. Реле поляризованное типа РП-3. Руководство по выбору >>скачать
15. Отраслевой стандарт ОСТ4 Г0.365.001. Редакция 1-72. Колодки соединительные типа СК. Руководство по выбору >>скачать

Метки: РП
Рейтинг

Фотографии поляризованных реле типа РП-4, 5, 7

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация