ТО и УЭ на коробку КРЛН-3 и реле РВВ-1А, РЛН-5

Техническое описание и указания по эксплуатации и ремонту. Коробка КРЛН-3 и реле РВВ-1А, РЛН-5, 1955
Коробка КРЛН-3 и реле РВВ-1А, РЛН-5
Техническое описание и указания по эксплуатации и ремонту
Автор: Инженер Л. Д. Кривицкий
Министерство авиационной промышленности СССР
Издательство: М.: Оборонгиз, 1955




Коробка КРЛН-3 предназначена для автоматического переключения с выдержкой времени потребителей электроэнергии с одной электросистемы на другую при падении напряжения в сети от короткого замыкания. Выдержку времени переключения обеспечивает смонтированное в коробке реле РВВ-1А.
Реле РВВ-1А находит применение также в качестве реле выдержки времени при отпускании и в других схемах автоматики (вне коробки КРЛН-3).
В коробке КРЛН-3 смонтированы два реле: реле выдержки времени при отпускании типа РВВ-1А и реле напряжения типа РЛН-5.
Реле РВВ-1А обладает свойством после обесточивания его обмотки сохранять некоторое время якорь в притянутом положении, т. е. в положении, при котором остаются замкнутыми его нормально разомкнутые контакты.
Конструкция реле РЛН-5 обеспечивает возможность установки его напряжения отпускания в относительно узких пределах (10±0,5 В в холодном состоянии при температуре окружающей среды + 20 +10°С).
Реле, обладающих одновременно обоими указанными свойствами, пока не существует, и поэтому в коробке КРЛН-3 применено два реле.
Коробка КРЛН-3 работает следующим образом: при подаче напряжения борт сети на клеммы коробки 2 (плюс), а на клеммы 1-3 (минус), сработает реле РЛН-5 и замкнет своими нормально разомкнутыми контактами цепь обмотки реле РВВ-1А. Реле РВВ-1А сработает и замкнет своими нормально разомкнутыми контактами цепь между клеммами 5 и 6, при этом контактор КП-400Д сработает и через свои нормально замкнутые контакты будет питать первую сеть.

Рисунок 1. Коробка КРЛН-3

Рисунок 1. Коробка КРЛН-3:
а – в кожухе; б – со снятым кожухом.

При снятии напряжения с обмотки реле РЛН-5, т. е. с клемм коробки 2 и 1, или при понижении его до величины напряжения отпускания этого реле (например, за счет короткого замыкания сети на участке генератор потребитель) цепь нормально разомкнутых контактов этого реле размыкается, а следовательно, и снимается напряжение с обмотки реле РВВ-1А; но нормально разомкнутые контакты реле времени выдержки отпускания остаются в замкнутом положении (якорь удерживается у сердечника).

Рисунок 2. Одна из схем применения коробки КРЛН-3

Рисунок 2. Одна из схем применения коробки КРЛН-3

По истечении определенного времени якорь реле РВВ-1А отходит от сердечника, размыкает цепь между клеммами 5 и 6, при этом произойдет отпускание контактора и генератор будет питать вторую сеть через нормально замкнутые контакты КП-400Д.
При этом коробка обеспечивает переключение питания потребителей электрической энергии с помощью контактора переключения КП-400Д с одной системы на другую. Выдержка времени при отпускании необходима для предотвращения излишних переключений в случае кратковременной посадки напряжения сети в момент пика пускового тока при включении мощных потребителей электроэнергии.
Коробка представляет систему конструктивно обособленных узлов, объединенных единой электрической схемой и размещенных на общей монтажной панели из изоляционного материала. Коробка состоит из следующих узлов:
1) реле РВВ-1А;
2) реле РЛН-5;
3) изоляционной панели-крышки;
4) корпуса-кожуха коробки.

Рисунок 3. Конструкция коробки КРЛН-3

Рисунок 3. Конструкция коробки КРЛН-3:
1 – клемма для подсоединения коробки к электросети самолета; 2, 4, 5 и 6 – детали крепления крышки к панели; 3 – шильдик (схема коробки); 7 – корпус коробки; 8, 9 и 10 – детали крепления реле на панели; 11 – шайба; 12 – винт; 13 – втулка; 14 – планка для крепления панели; 15 – выводы; 16 – хлорвиниловый чулок; 17 – кабельный наконечник; 18 – реле выдержки времени РВВ-1А; 19 – реле напряжения РЛН-5; 20 – панель; 21 – лапки крепления коробки на самолете; 22 – крышка. 

На пластмассовой панели 20 смонтированы следующие элементы коробки:
а) клеммы 1 с кабельными наконечниками 17. К кабельным наконечникам 17 подсоединяют выводы 15, идущие от контактов и обмоток реле. Клеммы 1 служат для подсоединения коробки в электросеть самолета;
б) реле времени РВВ-1А и реле напряжения РЛН-5. Оба реле монтируют на панели 20 (крепежные детали 8, 9 и 10). Монтаж закрыт текстолитовой крышкой 22, на которой гравируют индекс коробки, номер ее и марку завода (крепежные детали 2, 4, 5 и 6).
Корпус 7 отштампован из листового алюминия. Ко дну корпуса приклепывают скобы 21. При помощи скоб 21 коробку КРЛН-3 закрепляют на самолете.
В верхней части корпуса приклепана планка 14 с резьбовыми втулками 13. При помощи этих втулок, винтов 12 и шайб 11 к корпусу 7 крепят панель 20 с реле.
К корпусу 7 заклепками приклепывают электросхему 3 коробки, выполненную на дуралевой пластине.

Реле напряжения РЛН-5 представляет собой реле уголкового типа с одной парой нормально разомкнутых контактов.
Основными частями реле являются якорь и управляющий электромагнит постоянного тока. При подаче напряжения на обмотку реле возникает магнитный поток, который при наличии в обмотке тока достаточной величины притягивает якорь реле к сердечнику, замыкая при этом нормально разомкнутые контакты. Таким образом, при обесточенном электромагните якорь реле занимает одно крайнее положение, а при подаче напряжения определенной величины за счет превышения усилия электромагнита над усилием рабочей пружины другое.
В число сил сопротивления приближению якоря к сердечнику электромагнита входят: контактное давление нормально разомкнутых контактов и усилие рабочей пружины, запасающей энергию для возврата якоря в исходное положение после выключения электромагнита.
Контактным давлением называется сила нажатия контактов друг на друга. Достаточная величина контактного давления имеет большое значение для обеспечения надежной работы контактов.
Контактное давление в реле определяется:
а) для нормально разомкнутых контактов (в реле РВВ-1А) величиной контактного зазора при обесточенной обмотке электромагнита;
б) для нормально разомкнутых (реле РЛН-5) контактов величиной контактного зазора при обесточенной обмотке электромагнита реле и величиной хода сопровождения.
Ходом сопровождения называется дополнительный ход якоря после соприкасания контактов. Ход сопровождения необходим как для создания контактного давления, так и для некоторого притирания контактов. Притирание – скольжение подвижного контакта вдоль поверхности неподвижного – обеспечивает самоочищение контактов от пыли, грязи, продуктов подгорания контактов и т. п.

Рисунок 4. Реле напряжения РЛН-5

Рисунок 4. Реле напряжения РЛН-5

Как известно, тяговое усилие электромагнита растет с увеличением количества ампервитков и уменьшением воздушного зазора.
Ампервитки зависят от величины подводимого напряжения и от сопротивления обмотки. При срабатывании реле как напряжение, так и сопротивление его обмотки остаются постоянными. 
Следовательно, тяговое усилие меняется при срабатывании реле только в зависимости от величины воздушного зазора.
При подаче напряжения, равного или превышающего напряжение срабатывания, тяговое усилие электромагнита превышает силы сопротивления движению. Якорь начинает двигаться, воздушный зазор уменьшается, а тяговое усилие электромагнита увеличивается. Якорь устойчиво переходит во включенное состояние.
При напряжении отпускания тяговое усилие электромагнита меньше противодействующих ему сил, и под действием рабочей пружины якорь возвращается в исходное положение.
Величина напряжения срабатывания и отпускания реле точно регулируется винтами 4 и 20.
При изменении температуры обмотки величина напряжения срабатывания и отпускания также изменяется из-за изменения величины сопротивления обмотки.
Реле РЛН-5 состоит из двух основных узлов – узла корпуса электромагнита и узла якоря.
В узел корпуса электромагнита входят следующие детали: остов 22, катушка 12 и сердечник 13. Остов 22 выполнен из электротехнической стали в форме угольника. На одной стороне остова имеются отверстия Ø8А3 для крепления сердечника 13 с надетой на него катушкой 12 и три резьбовых отверстия М4Х0,7 для крепления реле к изоляционной панели коробки.
На другой стороне остова имеются:
а) два резьбовых отверстия МЗХ0,5 для крепления винтами 6 изоляционной прокладки 7 с кабельным наконечником 11;
б) два резьбовых отверстия МЗХ0,5 для крепления держателя 24 с укрепленным на нем контактным винтом 25 и кабельного наконечника 3. Держатель 24 изготовлен из листовой латуни Л62 и изолируется от остова 22 и двух винтов 2, которыми он крепится к остову, изоляционными прокладками 27 и изоляционными втулками 28;
в) два резьбовых отверстия МЗХ0,5 для регулировочных винтов 4 и 20.
Со стороны торца остов имеет три резьбовых отверстия М2 для крепления якоря 16. Винты 2 и 6 контрят при помощи тонких стальных накладок 1 и 5, которые своими краями загибаются на грани головок винтов 2 и 6. Регулировочные винты 4 и 20 контрят гайками 19 и 21.
Катушка 12 представляет собой цилиндрический каркас с двумя круглыми шайбами, изготовленными из пропитанной шифоновой ткани; на каркасе намотана обмотка электромагнита из медного эмалированного провода. К началу и концу обмотки подпаяны выводы 29 из изолированного оплеткой провода МГББА сечением 0,35 мм2. Перед намоткой каркас катушки лакируется для повышения сопротивления изоляции. С внешней стороны катушка изолируется лакошелком. Под верхний слой лакошелка укладывается шильдик (этикетка) 23 катушки. Сердечник 13 изготовлен из электротехнической стали. С одной стороны сердечник имеет резьбовое отверстие МЗХ0,5, а с другой стороны – полый хвостовик. 
Сердечник 13 крепят на остове 22 развальцовкой полого хвостовика сердечника. В резьбовое отверстие сердечника ввертывают винт 8 с двумя гайками 14 и шайбами 15. Гайки 14 служат для ограничения и регулирования хода якоря при настройке реле.
Средняя часть сердечника имеет прямую накатку 0,8X70°, которая предотвращает от проворачивания насаживаемого на сердечник каркаса катушки 12.
В узел якоря входят следующие детали: якорь 13, рабочая пружина 10, пружина 15 и контактная пластина 8.

Рисунок 5. Конструкция реле напряжения РЛН-5

Рисунок 5. Конструкция реле напряжения РЛН-5:
1 – стопорная подкладка; 2 – винты; 3 – наконечник кабельный; 4 – регулировочный винт; 5 –накладка; 6 – винты; 7 – прокладка изоляционная; 8 – винт; 9 – шайбы; 10 – винты; 11 – наконечник кабельный; 12 – катушка; 13 – сердечник; 14 – гайка; 15 – шайба; 16 – якорь; 17 и 18 –прокладки; 19 – гайка; 20 – регулировочные винты; 21 – гайка; 22 – остов; 23 – шильдик; 24 – держатель; 25 – винт контактный; 26 – контровочная гайка; 27 – изоляционная прокладка; 28 – изоляционная втулка; 29 – выводы; 30 – токоведущий канатик.

Якорь 13, Г-образной формы, изготовлен из электротехнической стали. Якорь имеет четыре отверстия Ø2,2ЛА5 для крепления заклепками пружины 15 и накладки 14. Пружина 15 изготовлена из стали У9А. Пружина служит для крепления якоря 13 к остову реле. Контактная пластина 8 и кабельный наконечник 5 крепят к якорю 13 двумя винтами 7 и накладкой 3. Между контактной пластиной 8 и кабельным наконечником 5 прокладывают тонкую стальную пружину 9, которая предохраняет контактную пластину от дребезжания во время работы реле. Контактная пластина 8 и кабельный наконечник 5 изолируют от якоря 13 изоляционными втулками 4 и изоляционными прокладками 1 и 2.

Рисунок 6. Узел якоря реле РЛН-5

Рисунок 6. Узел якоря реле РЛН-5:
1 и 2 – изоляционные прокладки; 3 – пластинка; 4 – втулка; 5 – кабельный наконечник; 6 – контакт; 7 – винты; 8 – пластина контактная; 9 – пружина; 10 – рабочая пружина; 11 и 14 – накладки; 12 –заклепки; 13 – якорь; 15 – пружина.

Контактная пластина 8 имеет три отверстия: одно (Ø1,5 мм) для крепления контакта 6 и два (Ø2,2 мм) для крепления к якорю 13. Контакт 6, укрепляемый на контактной пластине путем расклепки, изготовлен из чистого серебра Ср99,9. С одной стороны, он имеет сферу радиусом 4 мм. После расклепки рабочую поверхность контакта полируют до ▼▼▼7.
Рабочая пружина 10 изготовлена из стали У9А. Эта пружина служит для удержания якоря в исходном положении (контакты разомкнуты) при отсутствии напряжения на обмотке реле. Рабочая пружина 10 имеет на конце два отверстия Ø2,2 мм для крепления к якорю 13 заклепками 12. Под головки заклепок 12 устанавливают стальную накладку 11.

Реле РВВ-1А служит в качестве реле выдержки времени при отпускании. Основными частями реле являются якорь и управляющий электромагнит постоянного тока.
Как и в реле РЛН-5, при прохождении тока через обмотку реле возникает магнитный поток, который при достаточной величине тока в обмотке притягивает якорь к сердечнику. Реле РВВ-1А имеет одну пару нормально замкнутых и одну пару нормально разомкнутых контактов. При приближении якоря к сердечнику (при срабатывании реле) размыкается верхний нормально замкнутый контакт и замыкается нижний нормально разомкнутый.
Обратный ход якоря (отпускание реле) осуществляется под воздействием рабочей возвратной пружины.
При снятии напряжения с обмотки реле нормально разомкнутые контакты реле остаются в течение определенного времени, задаваемого при регулировании реле, в замкнутом положении, так как якорь удерживается у сердечника электромагнита, несмотря на отсутствие тока в его обмотке.
Действие этого реле основано на замедленном затухании потока в магнитной системе, благодаря чему якорь реле удерживается в притянутом положении, пока поток не уменьшится до величины потока отпускания.

Рисунок 7. Реле выдержки времени РВВ-1А

Рисунок 7. Реле выдержки времени РВВ-1А

При включении катушки реле обычного типа под напряжение достаточной величины якорь притягивается мгновенно, если не считать времени увеличения потока и времени движения самого якоря, т. е. времени притяжения якоря. Это время измеряется сотыми долями секунды. Например, для переключающего реле РП-2 это время не превышает 0,02 сек. Якорь может отпасть от сердечника при том условии, если поток в магнитной системе исчезнет или уменьшится до определенной величины до величины так называемого «потока отпускания реле». Это может быть при отключении питания катушки реле или снижении величины питающего напряжения до очень малой величины (для различных образцов реле РВВ-1А это напряжение составляет 1-2 В).
При отключении питания катушки реле ток в ней исчезает практически мгновенно, так как время горения дуги между контактами отключающего аппарата (в коробке КРЛН-3 роль этого аппарата выполняет реле напряжения РЛН-5) обычно ничтожно мало.
Исчезновение магнитного потока в сердечнике, если в конструкции реле отсутствует добавочный электромагнитный контур того или иного вида, также происходит мгновенно, и, следовательно, выдержка времени перед отпусканием якоря будет ничтожно мала.
Например, для упомянутого выше реле РП-2 эта выдержка не превышает 0,02 сек.
Для замедления уменьшения магнитного потока сердечника в реле РВВ-1А применен вторичный контур в виде медного каркаса катушки, образующий короткозамкнутый виток с очень малым электрическим сопротивлением. При исчезновении основного потока в этом каркасе-витке индуктируется ЭДС, а возникающий в ней ток создает магнитный поток, стремящийся поддержать (сохранить неизменным) основной магнитный поток.
Реле РВВ-1А, как и реле РЛН-5, состоит из двух основных узлов: узла корпуса электромагнита и узла якоря.

Рисунок 8. Конструкция реле выдержки времени РВВ-1А

Рисунок 8. Конструкция реле выдержки времени РВВ-1А:
1 – кабельный наконечник; 2 – накладка: 3 – винты; 4 – контактный винт; 5 – гайка; 6 – сердечник; 7 – якорь; 8 – винт; 9 – угольник; 10 и 11 – шайбы; 12 – регулировочный винт; 13, 15 и 18 – гайки; 14 – регулировочный винт; 16 – остов; 17 – катушка; 19 – контактный винт; 20 – держатель; 21 – втулки; 22 – прокладки; 23 – винты; 24, 25 и 26 – провод; 28 – изоляционные прокладки; 29 – втулки; 27, 30 и 31 – наконечники.

В узел корпуса электромагнита входят следующие детали: остов 16, катушка 17, сердечник 6 и угольник 9 с контактным винтом 4. Остов реле, Г-образной формы, выполнен из электротехнической стали Э, обладающей тем свойством, что у нее практически отсутствует остаточная магнитная индукция. Остов является корпусом реле и одновременно магнитопроводом. В основании остова имеется отверстие Ø8А3 для крепления сердечника 6 вместе с надетой на него катушкой 17 и три резьбовых отверстия М4Х0,7 для крепления реле на изоляционной панели коробки КРЛН-3 или в другой коробке автоматики.
На противоположной стороне остова имеются:
а) четыре резьбовых отверстия МЗХ0,5 для крепления угольника 9 с контактным винтом 4 и кабельных наконечников 27, 30 и 31. Кабельный наконечник 30 непосредственно крепят к угольнику 9, а кабельный наконечник 31 – к остову 16, причем кабельный наконечник 31 изолируют изоляционной прокладкой 28 от угольника 9. Кабельный наконечник 27 изолирован от остова 16 и угольника 9 изоляционными прокладками 28.
Латунный угольник 9 изолирован от остова 16 и винтов 3, которыми он крепится к остову, изоляционными прокладками 28 и изоляционными втулками 29. На внешней стороне угольника 9 гравируют время выдержки реле.
На конце угольник имеет резьбовое отверстие М5Х0,8 для крепления контактного винта 4 с плоским контактом, изготовленным из серебра Ср99,9, который припаивают к винту и полируют до чистоты рабочей поверхности ▼▼▼7;
б) два резьбовых отверстия МЗХ0,5 для регулировочных винтов 12 и 14;
в) два резьбовых отверстия МЗХ0,5 для крепления держателя 20 с укрепленным на нем контактным винтом 19 и кабельного наконечника /. Держатель 20 изолируют от остова 16 и винтов 23 прокладками 22 и втулками 21.
Со стороны торца остов имеет три отверстия М2Х0,4 для крепления якоря 7 винтами 8.
Винты 3 контрят при помощи чашек, края которых закерниваются в шлицы винтов. Каждая чашечка имеет усик, который входит в отверстие накладки 2 и этим удерживает чашку и винты 3 от проворачивания.
Катушка 17 представляет собой каркас, изготовленный из меди M1. На каркас наматывают обмотку из медного эмалированного провода.
Перед намоткой обмотки каркас катушки лакируют для изоляции обмотки. С внешней стороны катушку изолируют лакошелком.
К началу и концу обмотки подпаяны выводы 25 из изолированного оплеткой провода МГББЛ сечением 0,35 мм2.
Сердечник 6 изготовлен из электротехнической стали, его крепят в остове 16 при помощи развальцовки полого хвостовика сердечника, имеющего отверстие Ø6 А5 глубиной 2,5 мм. На средней части сердечника 6 сделана накатка 0,8X70°, которая предотвращает проворачивание насаживаемого на сердечник каркаса катушки 17.
В узел якоря входят следующие детали: собственно якорь 9, рабочая пружина 7, пружина 11, упор 13, контактные пластины 5 и 14, кабельные наконечники 3 и 10. Якорь 9, Г-образной формы, изготовлен из электротехнической стали и для предохранения от коррозии имеет кадмиевое покрытие.

Рисунок 9. Узел якоря реле выдержки времени РВВ-1А

Рисунок 9. Узел якоря реле выдержки времени РВВ-1А:
1 – прокладки; 2 – винты; 3 и 10 – наконечники; 4 – втулки; 5 и 14 – контактные пластины; 6 – накладка; 7 – рабочая пружина; 8 – заклепки; 9 – якорь; 11 – пружина; 12 – заклепки; 13 – упор.

Якорь имеет четыре отверстия Ø2,2 А5 для крепления заклепками 12 пружины 11, упора 13, кабельного наконечника 10 с накладкой и контактной пластины 14.
Контактные пластины 5 и 14 изготовлены из листовой бронзы БрКМцЗ-1, которая обладает хорошими пружинящими свойствами, что очень важно для создания контактного давления. Контактные пластины 5 и 14 имеют по три отверстия: одно Ø2 мм для крепления контакта и два Ø2,2 мм для крепления к якорю.
Контакт, укрепляемый на контактных пластинах 5 и 14, изготовлен из чистого серебра марки Ср99,9. Рабочая поверхность контакта – сферическая, радиус сферы R=15 мм. После расклепки контакт полируют по рабочей поверхности до ▼▼▼ 7.
Рабочая пружина 7 и пружина 11 изготовлены из стали У9А.
Пружина 11 имеет три овальных отверстия для крепления вместе с якорем к корпусу и четыре отверстия Ø2,2 мм для крепления ее к якорю 9. Рабочая пружина 7 имеет на конце два отверстия Ø2,2 мм для крепления к якорю 9 заклепками 8.
Контактная пластина 5 и кабельный наконечник 3 крепят к якорю 9 при помощи двух винтов 2 и накладки 6. Контактную пластину 5, кабельный наконечник 3 и накладку 6 изолируют от якоря 9 изоляционными прокладками 1 и изоляционными втулками 4.

Содержание

Техническое описание
I. Назначение
II. Технические данные коробки
III. Комплект коробки
IV. Принцип действия коробки и ее элементов
V. Конструкция
VI. Гарантия
Указания по эксплуатации и ремонту
I. Установка на самолете
II. Эксплуатация
III. Возможные неисправности и способы их устранения
IV. Ремонт коробки КРЛН-3 и ее элементов
V. Испытание коробки
Приложение 1. Спецификация группового ремонтного комплекта запасных частей для капитального ремонта 20 коробок КРЛН-3
Приложение 2. Перечень инструмента и приспособлений, применяемых для разборки и сборки коробки
Приложение 3. Перечень оборудования и приборов, применяемых при испытании коробок
Приложение 4. Указания по консервации, упаковке и хранению

Метки: реле
Файл
Детали
  • Просмотров
  • 488
  • Загрузок
  • 18
  • Версия файла
  • DjVu+OCR
  • Размер файла
  • 1005.67 Kb
Рейтинг

В этом разделе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация