Совещание по релестроению (1939 год)

»

Совещание по релестроению (1939 год)

Совещание по релестроению

Данная заметка в журнале Автоматика и телемеханика значительно дополняет картину о состоянии релейного производства СССР на конец 1930-го - начало 1940 годов, описанную Г. Ф. Эдельштейном в ранее размещенной статье  «Состояние и задачи техники советского релестроения».

7 - 10 января 1939 г. в Харькове состоялось совещание по релестроению, организованное Харьковским электротурбогенераторным заводом имени Сталина, с участием представителей научно-исследовательских, проектных и хозяйственных организаций.
Основные доклады представителей завода были посвящены вопросам номенклатуры реле защиты и автоматики на 1939 г., плану организационно-технических мероприятий по улучшению качества реле, автоматизации собственных нужд и агрегатов тепловых электрических станций, а также комплектной поставке релейной защиты.
В процессе обсуждения этих вопросов отмечались успехи релестроения, которые дали возможность осуществить автоматизацию гидростанций канала Волга - Москва, подстанций Московского метрополитена, приводов собственных нужд ряда электростанций и т. д.
В частности, модернизированы некоторые устаревшие типы реле, увеличена надежность их работы, улучшены и упрощены схемы блокировки и защиты, повышена чувствительность, уменьшены габариты и т.д.
В области автоматизации собственных нужд и агрегатов тепловых электростанций разработаны и изготовляются электроавтоматические системы для пуска и остановки приводов топливоподачи в определенной последовательности; системы управления приводами котлоагрегатов, обеспечивающие автоматическое резервирование (механизмов; системы автоматизации насосных установок; автоматическое управление моторгенераторами, защитные и сигнальные устройства для турбин (отключений при авариях) и др.
В плане работ завода ХЭТЗ на 1939 г. предусматривается расширение номенклатуры комплектных поставок реле, внедрение быстродействующих реле защиты и дальнейшее улучшение параметров и конструкций ряда типов:
Реле защиты. Серия Э-70 заменяется серией реле тока и напряжения Э-60, что дает расширение диапазона токов и напряжений трогания.
Индукционные реле тока. Модификация реле ИТ-80 на меньшие токи трогания и большие выдержки времени в независимой части.
Промежуточные и указательные реле. Тип РП заменяется типом ЭП-30, чем достигается увеличение надежности и лучшее использование контактной системы.
Реле защиты генераторов. Намечено улучшение схемы блокировок при двойных замыканиях на землю (тип ИТ-157).
Защита трансформаторов и моторов. Новый тип реле ИТ-156 отличается улучшением параметров и упрощением схемы. Кроме того ряд усовершенствований вносится в реле для защиты линий и сетей.
Реле автоматики. Номенклатура выпуска 1939 г. обеспечивает осуществление автоматической синхронизации, повторного включения, контроля частоты и защиты ротора синхронных машин.
Модернизируется ряд типов реле времени, реле автоматического контроля скорости и давления пара, газов и жидкости, а также предусматривается улучшение реле, применяемых в схемах сигнализации и автоматики в качестве датчиков и указателей.
В области авторегулирования номенклатура 1939 г. характеризуется рядом типов реле регулирования напряжения, силы тока, мощности и скорости.
В области автоматизации тепловых станций в плане завода ХЭТЗ предусмотрена разработка вопросов автоматизации процесса горения и автоматического запала для паровых котлов, автоматизации и дистанционного управления задвижками, а также разработка защитных и сигнализационных устройств  для паровых турбин.
Новой аппаратурой являются реле осевого сдвига, дистанционного указания уровня конденсата, реле эксцентриситета, контроль расширения цилиндра турбины, реле давления и вакуума и др.
Наряду с достижениями на совещаний отмечался ряд серьезнейших недостатков, имеющихся в релестроении, а именно: все еще сильно отстает разработка и внедрение новых конструкций реле защиты и автоматики, что в значительной степени тормозит развитие автоматизации энергоустановок; характеристики выпускаемых реле часто не совпадают с данными каталога; такие «мелочи», как само отвинчивание гаек и винтов, низкое качество окраски и ее осыпание, засорение механизма, перегрев катушек,— сильно снижают надежность реле в эксплуатации.
К сожалению, на совещаний не были рассмотрены технические условия на реле автоматики, намечаемые к выпуску в 1939 г. Не было также сообщений работников ряда энергосистем, в особенности представителей Главэнерго, о результатах работы реле в эксплуатационных условиях, что в значительной мере помогло бы проектантам и изготовителям реле изжить недочеты, имеющиеся в релестроении.
Таким образом на совещании обнаружилась некоторая разобщенность между заводом-изготовителем реле и организациями, использующими эти реле в эксплуатации.
В принятой резолюции совещание отметило необходимость быстрейшей ликвидации недочетов релестроения, исходя из требований потребителей и, в частности, строительств Куйбышевского гидроузла и Дворца Советов.
В целях изучения эксплуатационного опыта совещание нашло необходимым применять обязательную опытную эксплуатацию, как отдельных новых типов реле, так и систем автоматизации, причем серийный выпуск новых реле должен быть разрешен лишь после окончания опытной эксплуатаций.
Совещание подчеркнуло необходимость скорейшей организации в системе Главэнерго лаборатории автоматики, расширения тематического плана лаборатории автоматики ВЭИ и ускорения строительства на заводе ХЭТЗ лаборатории комплексной электросиловой автоматики.
Учитывая потребности строительств маломощных станций, совещание обратилось (в резолюции) к Главэнергопрому и Главэнерго с просьбой организовать, при участии проектирующих организаций, разработку руководящих указаний по проектированию и конструированию автоматических устройств, в частности, по синхронизации, повторному включению, регулированию частоты и автоматизации трансформаторных подстанций. Указывается также необходимость разработки новых технических условий на комплектную поставку панелей для автоматизации собственных нужд электростанций.
Совещание особо отметило всю важность ускорения разработки автоустройств для защиты и сигнализации турбогенераторов (в частности, реле осевого сдвига) и необходимость привлечь к этой работе турбостроительные заводы.
Кроме того, в принятой резолюции по релестроению совещание указало на необходимость созыва в конце I квартала сего года специального производственно-технического совещания для разработки технических условий на реле, включенные в номенклатуру 1939 г., а также для рассмотрения тематического плана работа на 1940 г.

С. Ф.
Источник: Журнал Автоматика и телемеханика №2, 1939. Стр. 141 - 143

Рейтинг

В этом разделе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация