Телефонные реле фирмы Сименс и Гальске S&H

Телефонные реле фирмы Сименс и Гальске S&H

Компания основана 12 октября 1847 как предприятие по производству телеграфных и медицинских аппаратов, также тогда они работали в области точной механики и оптики.
Головной офис современного Сименс, современное название Siemens AG, находится в Берлине (Германия).
В 1883 году в Санкт-Петербурге был построен кабельный и электротехнический завод.
Пока мне неизвестно, выпускал ли Сименс в России телефонные реле, надеюсь, в дальнейшем информации будет больше, и я ей с Вами поделюсь.
А пока публикую то, что есть, без дат производства и типов реле.

Реле якорного типа фирмы Сименс и Гальске (S&H) представлено на рисунке 1, реле применяется в междугородных, а также в местных коммутаторах, для увеличения самоиндукции имеет сердечник и якорь, составленные из листов железа толщиной в 0,5 мм. Реле имеет только один сердечник, металлически соединенный с придатком, который замыкает магнитную цепь и служит для укрепления якоря. Это укрепление сделано двумя боковыми пружинными лапками с небольшими углублениями; лапки покоятся на двух остриях двух более толстых боковых ламелей придатка. Переход тока к якорю происходит через тоненькую нейзильберную пружинку, укрепленную на придатке и защищенную более толстой медной пружинкой. При помощи последней можно регулировать расстояние якоря от сердечника, причем небольшое увеличение давления этой пружины на якорь может значительно увеличить это расстояние. Укрепленная на нижнем конце якоря контактная пружина может касаться двух контактных винтов, из которых один имеет платиновый кончик (рабочий контакт), а другой - медный (контакт покоя), изолированный от крепящей скобки. На задней стороне реле установлена изоляционная шайба с паечными штифтами концов обмотки и контактов. Реле закрывается цинковым цилиндрическим колпаком, который навинчивается на изоляционную шайбу.

Рисунок 1. Реле якорного типа фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Рисунок 1. Реле якорного типа фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Реле фирмы Сименс и Гальске (S&H) горшочного типа представлено на рисунке 2, якорь висит на плоской пружине, прикрепленной к медному угольнику, помещенному на чехле. Реле представляет собою штампованный горшочек со стенками толщиной 1,5 мм, к которому привинчен с задней стороны сердечник. Для регулировки расстояния якоря от сердечника медный угольник имеет винт, упирающийся в пружину якоря. Контакты имеют такое же устройство, как и контакты реле на рисунке 1. Выводы концов обмотки сделаны через боковое отверстие в чехле, а концы обмотки контактных пружин имеют комплект паечных штифтов, укрепленных в нижней части корпуса реле. Описываемое реле не имеет отдельного защитного от пыли кожуха.

Рисунок 2. Реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) горшочного типа.

Рисунок 2. Реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) горшочного типа.

[page]

Реле пружинного типа фирмы Сименс и Гальске (S&H). Реле, представленное на рисунке 3, имеет сердечник, составленный из отдельных железных листов, и цельный якорь. Якорь подвешивается двумя придатками на угольники, являющиеся продолжением сердечника. Такую установку якоря нельзя признать удачной, так как при сильном и резком притяжении якоря он может выскочить из углубления основания. Сердечник крепится к изоляционной шайбе при помощи штифта. Контактные пружины из бронзы; реле закрываются при помощи цинкового чехла. Реле применяется как отбойное (питающее).

Рисунок 3. Реле пружинного типа фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Рисунок 3. Реле пружинного типа фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Другой тип реле этой фирмы, представленный на рисунке 4, имеет улучшенное крепление якоря к основанию. На своем свободном конце основание имеет две загнутые вверх лапки, которые служат для подвешивания якоря. Для этой цели последний имеет два специальных отверстия с острыми ребрами внутри. Таким образом, достигается надежное положение якоря при слабом трении. Реле имеет массивный сердечник. Контакты находятся спереди реле и легко доступны. Движение якоря передается на среднюю переключающую пружину при помощи изоляционного столбика, установленного на конце якоря и проходящего через отверстие в нижней пружине. Катушка имеет фибровые шайбы; через заднюю шайбу проходят паечные штифты катушки. Защитный чехол из цинкового листа. Реле имеет три ряда пружин. Обычно в реле подобной конструкции больше двух рядов пружин не делают, так как средний ряд, закрытый внешними рядами, малодоступен для регулировки. Исключение может быть только в случае, когда реле работает в легком режиме, например в местной цепи, и когда пружины имеют такое положение, что все контакты легко доступны. Иначе при большом числе контактов выгоднее разделять контакты между двумя реле, последовательно или параллельно соединенными между собой.

Рисунок 4. Другой тип пружинного реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Рисунок 4. Другой тип пружинного реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Дифференциальное реле фирмы Сименс и Гальске (S&H), представленное на рисунке 5, имеет конструкцию, отличающуюся от конструкции обычных реле. Сердечники якорь состоят из железных листов толщиной 0,5 мм. Реле имеет две катушки; между этими катушками сердечник имеет выступ, служащий осью вращения якоря. Последний на обоих концах имеет придатки, стоящие против удлиненных концов сердечника. При помощи груза-бегунка якорь может быть прижат к заднему концу (на рисунке - правому) сердечника. На переднем конце якоря укреплен латунный угольник с винтом, который, при наклоне якоря к левому концу сердечника, давит на две пружины, изолированные друг от друга и от массы. Так как якорь участвует в качестве контакта, то он соединен с сердечником медной спиралью.
Работа реле основана на дифференциальном магнитном действии катушек. Левая катушка имеет почти в два раза больше витков, чем правая. Если через обе обмотки протекает один и тот же ток, то притягательная сила левого электромагнита больше, и якорь притягивается к левому сердечнику, замыкая контакты. Если пропустить сильный ток через правую обмотку по специальной схеме, то правый сердечник притягивает якорь, вследствие чего реле возвращается в положение покоя. На правом конце реле имеется эбонитовая шайба, через которую проходят паечные штифты обмоток и контактов и на которую навинчивается чехол из цинкового листа.

Рисунок 5. Дифференциальное реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske)

Рисунок 5. Дифференциальное реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske)

[page]

Реле ножевого типа фирмы Сименс и Гальске (S&H) (рисунок 6) имеет катушку с заполнением обмоткой до 21 см3. На этом реле обычно можно установить до 12 пружин с контактным давлением 20 - 30 г при расстоянии между контактами 0,4 - 0,5 мм. Расстояние якоря от середины сердечника 0,8 - 1,1 мм. Максимально допустимое нагревание реле наступает при продолжительной нагрузке в 7 W. Удельная потребляемая мощность на 1 г нагрузки составляет 9 мВт. Обычно реле работает при нагрузке 100 - 300 г, и поэтому потребляемая мощность реле составляет 0,9 - 2,7 Вт.

Рисунок 6. Реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) ножевого типа.

Рисунок 6. Реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) ножевого типа.

Новое реле плоского типа фирмы Сименс и Гальске (S&H) (рисунок 7) коренным образом отличается от старого типа. Якорь прикреплен к сердечнику катушки при помощи пружинных рессор (на рисунке - слева) так, что он может колебаться. Другой конец якоря подходит снизу под катушкой к другому концу сердечника, выступающему вперед катушки. Как сердечник, так и якорь этого реле плоские, причем якорь расположен под катушкой. Когда якорь притягивается к сердечнику, он приподнимает изоляционную шайбу, которая, со своей стороны, толкает контактные пружины. Последние установлены в трех рядах сверху реле. Все части реле (сердечник, якорь, шайбы, пружины) штампованы. Это реле значительно чувствительнее старого типа, так как принципиально его конструкция более соответствует закону магнитной цепи: весь магнитный поток, даже и рассеивающийся, полезно используется для действия реле.

Рисунок 7. Реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) плоского типа.

Рисунок 7. Реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) плоского типа.

Реле пружинного типа, представленное на рисунке 8 и оно же в разрезе на рисунке 9 изготовляется фирмой Братья Сименс (Siemens) Лондон, а также фирмой Дженераль электрик компании (General Electric Company) США. Основание и якорь этого реле сделаны из мягкого прессованного железа. Конец основания загнут вверх и заострен. Якорь, имеющий форму специально загнутого угольника, может легко качаться на этом конце основания. Если реле монтировано так, что плоскость пружин вертикальна, то боковое передвижение и падение якоря предупреждается придатком якоря, зацепляющимся за вырез в грани основания. Кроме того винт, проходящий через отверстие в якоре и ввинченный в вертикальную часть основания, предупреждает якорь от вертикальных перемещений. Для той же цели на основании укрепляется ограничитель, имеющий два выступа, которые удерживают якорь с обеих боковых сторон. На наружной части якоря имеется тоненькая алюминиевая пластина, на которой можно штамповать номер изделия и т. п. Для импульсных реле, где имеет значение воздушное пространство, применяется подвесной якорь, укрепленный на специальной оси.

Рисунок 8. Реле пружинного типа фирмы Сименс (Siemens)

Рисунок 8. Реле пружинного типа фирмы Сименс (Siemens)

Плоское реле занимает меньше места (примерно 70 - 75%) сравнительно с реле прежнего образца, причем расположение его на стативах может быть любое, т. е. плоскость пружины может быть горизонтальная или вертикальная. В последнее время преимущественное применение имеет расположение реле по второму способу, при котором получается меньше загрязнения контактов от пыли.

Рисунок 9. Реле фирмы Сименс (Siemens) в разрезе. 1 - Разрез двухобмоточного реле. 2 - Вид якоря сверху. 3 - Вид якоря спереди. 4 - Вид якоря сзади. а - Скрепляющая прокладка. б - Эбонитовая втулка. в - Соединяющая или разъединяющая пружина. г - Соединяющий наконечник и буфер. д - Подъемная игла. е - Движущая пружина. и - изоляционная прокладка. о - Пружина двойного контакта. п - Соединяющий наконечник.

Рисунок 9. Реле фирмы Сименс (Siemens) в разрезе. 1 - Разрез двухобмоточного реле. 2 - Вид якоря сверху. 3 - Вид якоря спереди. 4 - Вид якоря сзади. а - Скрепляющая прокладка. б - Эбонитовая втулка. в - Соединяющая или разъединяющая пружина. г - Соединяющий наконечник и буфер. д - Подъемная игла. е - Движущая пружина. и - изоляционная прокладка. о - Пружина двойного контакта. п - Соединяющий наконечник.

Реле плоского типа работает удовлетворительно и как импульсное реле, т. е. то реле, которое должно уверенно и точно принимать посылаемые с линии импульсы, а именно быстро притягивать свой якорь и быстро его отпускать и при этом без дребезжания в контактах. Несмотря на это, фирма Сименс и Гальске (Siemens & Halske) предпочитает в качестве импульсных реле применять реле, у которых якорь прикреплен к корпусу реле при помощи специальной оси (рисунок 10 - реле АНМО).
В случаях, когда требуется, чтобы реле работало как импульсное от переменного тока, фирма Сименс и Гальске (Siemens & Halske) применяет специальное реле (рисунок 11), имеющее два сердечника с двумя обмотками и один общий якорь. Корпус реле и его сердечники, а также и якорь сделаны из мягкого железа. Натяжение якоря регулируется винтом со спиралью. Давление пружин 20 - 25 г.
Обе обмотки в таком случае включаются параллельно друг другу, но в цепь каждой обмотки дополнительно включается по конденсатору разной емкости. Проходящие через обмотки переменные токи благодаря этому сдвинуты по фазе на 45°, и якорь остается притянутым от действия одной или другой обмотки.
Пружины нейзильберные, числом до 18, собраны в 1 - 3 группы. Каждая группа пружин скреплена двумя винтами и помещается в жолобе металлической пластинки, не позволяющем группе вращаться около среднего (3-го) винта, крепящего группы к основанию реле.
Первая движущая пружина в каждой группе подымается непосредственно одним из трех эбонитовых столбиков на верхней части якоря и медным штифтом, если такой нужен. Если имеются две движущих пружины, то первая из них снабжена подъемным медным штифтом, проходящим сквозь широкие отверстия в каких-либо промежуточных пружинах.

Рисунок 10. Импульсное реле фирмы Сименс (Siemens), с якорем, прикрепленным к его корпусу на специальной оси.

Рисунок 10. Импульсное реле фирмы Сименс (Siemens), с якорем, прикрепленным к его корпусу на специальной оси.

Рисунок 11. Плоское импульсное реле фирмы Сименс (Siemens), переменного тока с двумя сердечниками.

Рисунок 11. Плоское импульсное реле фирмы Сименс (Siemens), переменного тока с двумя сердечниками.

[page]

Этот медный штифт в рабочем положении давит на вторую пружину, имеющую на месте касания эбонитовую шайбочку. Если имеется третья движущая пружина, то подъемный штифтик устанавливается на ней и проходит вниз к эбонитовой шайбочке второй движущей пружины. Если требуется тяжелая нагрузка со стороны пружин, то может быть поставлена в середине группы толстая фосфорно-бронзовая пружина.
Кроме основных контактных пружин, параллельно с некоторыми пружинами установлены толстые пластинки в качестве буфера и являющиеся паечными наконечниками для контактных пружин.
Изоляция между соседними пружинами осуществляется прокладками из пластической массы, а между пружинами и укрепляющими винтами - эбонитовыми втулками.
Цилиндрический сердечник укрепляется на пятке основания медной гайкой, насаживаемой на конец сердечника. Благодаря такому способу крепления уменьшается междужелезное пространство, но полностью это пространство на этом месте не может быть уничтожено, так как для защиты от ржавления железные части покрываются тонким слоем немагнитного материала, например медью, а потом никелируются.
Сердечник со стороны якоря имеет расширенную полюсную поверхность, диаметром в 1,5 см. Для того, чтобы якорь не прилипал к сердечнику, в нижней части его имеется латунный винт, дающий возможность удалять или приближать якорь к сердечнику в притянутом виде якоря. Для той же цели служит медный штифтик, приклепанный с внутренней стороны якоря. Люфты между якорем и сердечником от 0,3 мм до 0,6 мм могут быть легко обеспечены при помощи одного только штифтика, но для меньших люфтов, как, например, 0,1 мм, ставят три штифтика.
Крепление реле к стативу выполняется при помощи гайки на удлиненном пяточном конце сердечника.
В некоторых случаях сердечник входит в статив изолированно, так как последний обычно на станции заземлен.
Обмотка (эмалевая или с шелковой изоляцией) намотана непосредственно на сердечнике, и концы ее вынесены к плечным наконечникам, укрепленным в бакелитовой шайбе на пяточном конце катушки. Паечные наконечники (до 5) обозначаются буквами а, Ь, с, d, e слева направо. Если имеется простая обмотка, наконечники будут только а и е, при двух обмотках ближняя к сердечнику обычно присоединена к а - b, а внешняя - к d - е. Наконечник употребляется в специальных случаях. Во всех случаях внутренний конец всякой обмотки соединен с левым наконечником и обычно имеет красный цвет, обозначая, что заземленный положительный полюс батареи должен быть соединен с этой стороны. Такая предосторожность имеет большое значение для предохранения обмотки реле от повреждения; так как обычно статив (а следовательно, и сердечник) заземлен, то при соединении начала обмотки с заземленным полюсом батареи между первыми витками катушки и сердечником нет большой разности потенциалов, вследствие чего невозможны пробивание изоляции и электролиз.

На рисунке 12 показано дифференциальное реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske). Реле имеет две обмотки (I и II), намотанные в одинаковом направлении на общем сердечнике с выступом посредине, на котором может свободно колебаться якорь я. Благодаря дополнительному грузику р якорь в нормальном положении наклонен вправо. Контакт к реле установлен с левой стороны. Обмотка I имеет в два раза больше витков, чем обмотка II. Когда ток проходит через обмотку I, якорь притягивается к левому полюсу сердечника, и контакт к замыкается. Если после этого через обмотку II пропустить ток, который в два раза сильнее тока в левой обмотке, то правый полюс сердечника притянет якорь к себе, и контакт разомкнётся.

Рисунок 12. Эскиз дифференциального реле с неодинаковыми обмотками фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske)

Рисунок 12. Эскиз дифференциального реле с неодинаковыми обмотками фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske)

[page]

На рисунке 13 представлено реле переменного тока фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske). Это реле имеет подковообразный электромагнит с двумя катушками, сердечники которых составлены из железных листов. Массивный якорь висит на горизонтальной оси между полюсами сердечника. Для того чтобы якорь был еще тяжелее и этим более менее поворотливым, пустоты якоря залиты свинцом. На якоре укреплен латунный штифт, который давит на контактную пружину, размыкая контакт в положении покоя. Ползунок на медном штифте служит для регулировки давления на пружину. Когда концы якоря притягиваются к полюсам сердечника, латунный штифт, поворачиваясь, отходит от нижней пружины и замыкает контакт реле.

Рисунок 13. Реле переменного тока фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske)

Рисунок 13. Реле переменного тока фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske)

Реле переменного тока с двумя сердечниками и общим якорем. Такое реле фирмы Сименс и Гальске (S&H) представлено на рисунке 14.

Рисунок 14. Реле переменного тока фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) с двумя сердечниками и общим якорем.

Рисунок 14. Реле переменного тока фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) с двумя сердечниками и общим якорем.

На рисунке 15 представлено реле переменного тока с разделенным сердечником фирмы Сименс и Гальске (S&H).

Рисунок 15. Реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) с разделенным сердечником

Рисунок 15. Реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske) с разделенным сердечником

На рисунке 16 и 17 показан эскиз и вид поляризованного реле фирмы Сименс и Гальске (S&H). Катушка реле находится в закрытом железном чехле ч. Постоянный магнит NS прикреплен ко дну чехла реле. Якорь реле, прикрепленный к полюсу магнита N стальной пружиной, имеет отверстие, через которое свободно проходит сердечник. С правой стороны якоря на сердечник надет железный полюсный наконечник, укрепленный медной гайкой. В нормальном положении якорь притянут к полюсному наконечнику. Когда проходит ток определенного направления и определенной силы, в данном случае создающий в сердечнике обратную полярность (слева сердечника S, а справа N), получается ослабление притяжения якоря к нако-нечнику и усиление притяжения к чехлу ч, который получает на своем конце усиленную полярность (в данном случае S), вследствие чего якорь перекидывается в левое положение.

Рисунок 16. Эскиз поляризованного реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Рисунок 16. Эскиз поляризованного реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Рисунок 17. Поляризованное реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Рисунок 17. Поляризованное реле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Пусковое реле фирмы Братья Сименс (Siemens) показанное на рисунке 18 употребляется для включения цепи с небольшой силой тока, но при сравнительно высоком напряжении (например, 220 V). Основой этого реле служит обычное реле этой фирмы, снабженное контактами специального устройства. Контакты вольфрамовые. Изоляция между контактными пружинами, а также между последними и корпусом реле не пробивается напряжением в 200 V.

Рисунок 18. Пусковое реле фирмы Сименс (Siemens).

Рисунок 18. Пусковое реле фирмы Сименс (Siemens).

На рисунке 19 показан эскиз термореле фирмы Сименс и Гальске (S&H). Оно состоит из укрепленной с одной стороны двойной металлической полоски, на которой насажена обмотка нагрева в 300 2. Когда проходит ток, эта полоска, нагреваясь, изгибается и размыкает контакт покоя. Через 3 сек. после включения обмотки свободный конец полоски замыкает рабочий контакт. При помощи регулировочного винта можно удлинить рабочий путь термореле и этим удлинить время замедления его действия.

Рисунок 19. Термореле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Рисунок 19. Термореле фирмы Сименс и Гальске (Siemens & Halske).

Источник: Телефонные реле их конструкция и расчет. Автор Профессор Г.П. Матов. Л.: Госэнергоиздат, 1934

Все права сохранены © Музей РЗА

Перепубликация материалов возможна только с устного или письменного разрешения администрации сайта!