Защита ротора от двойных повреждений на землю
Двойные повреждения ротора на землю очень опасны. Появляются несимметрии в магнитном потоке ротора и возникают радиальные силы, вызывающие вибрации, которые могут разрушить генератор. Хармс (Harms), Берлин, в 1949 г показал, что в 4-х полюсном роторе «шунтирование» одного полюса может вызвать одностороннее магнитное усилие 4-х кратно превышающее вес ротора.
Ограничения в генерирующих мощностях, имевшие место в Восточной Германии (ГДР) требовали продолжения работы генератора при выявлении повреждения на землю только в одной точке. Рудольф Ульбрихт (Rudolf Ulbricht), ГДР, в 1951 г предложил свое решение (Патент 5278). Смотрите Рис. 30.
Пусть имеется устойчивое повреждение на землю. Сопротивление R в «мостовой» схеме выбирается таким, чтобы через реле, реагирующее на двойное повреждение на землю, не протекал ток (условно показан стрелочный миллиамперметр). В случае второго повреждения на землю срабатывает реле А и отключает генератор с одновременным гашением поля в машине. Ток в «мостовой схеме» формировался напрямую через вал (“Welle”). В качестве реагирующего элемента применялось чувствительное поляризованное реле постоянного тока с двухсторонними контактами, так как ток через мост мог быть как положительным, так и отрицательным (в зависимости от места положения второго повреждения на землю). При правильном подборе элементов схемы можно было обнаружить второе повреждение на землю с чувствительностью 10…15% обмотки. Она (чувствительность) зависит от напряжения возбуждения. Миллиамперметр выявляет повреждения на землю уже при их возникновении (начале).
Рисунок 24. Схема КЗР-2 СССР, 1974 г
Рисунок 25. MSRU 04, GEC, 1993 г
Рисунок 26. Схема подключения реле 7UM62, Siemens
Рисунок 27. MRSU 04; GEC, 1993 г
Рисунок 28. Схема двухсторонней инжекции, NARI, 2007 г