ХЭМЗ и ЧЭАЗ - лидеры релестроения

»

ХЭМЗ и ЧЭАЗ - лидеры релестроения

ХЭМЗ и ЧЭАЗ - лидеры релестроения
ХЭМЗ и ЧЭАЗ - лидеры релестроения
Автор : Г.П. Варганов, кандидат технических наук, ОАО <ЧЭАЗ>, г. Чебоксары

В истории развития релейной защиты России в XX в. непосредственную роль сыграли две мировые войны. Дело в том, что у истоков Харьковского электромеханического завода (ХЭМЗ) стояла Всеобщая электрическая компания, которая была создана в 1888 г. в Риге. Во время первой мировой войны летом 1915 г., когда немецкие войска приблизились к Риге, завод был эвакуирован в Харьков. Осенью 1941 г. Харьков оказался под угрозой оккупации и несколько цехов ХЭМЗа, в том числе цех, где изготавливались реле защиты, были эвакуированы в Чебоксары.

Начало бурного развития релейной защиты в СССР следует отнести к 30-м гг. XX в., когда выявилась необходимость производства релейной зашиты и системной автоматики (РЗА) для различных объектов электроэнергетики. Единственной базой такого производства был в то время один из цехов ХЭМЗа. Но узкая номенклатура весьма примитивных реле и их ограниченный выпуск не обеспечивали народное хозяйство. Настоятельно требовалось резко развить производственную базу и номенклатуру.

Одним из вариантов решения этой проблемы было строительство завода точной электромеханики. Местом его расположения был выбран Свердловск, а позднее -Москва. Был даже назначен директор завода, и на базе Всесоюзного электротехнического института (ВЭИ) создано расчетно-конструкторское бюро для разработки номенклатуры изделий нового завода.

Второй вариант заключался в реорганизации релейного производства на ХЭМЗе. Этот вариант и был принят, и почти весь состав расчетно-конструкторского бюро был переведен на ХЭМЗ.

Примерно в это же время был заключен договор о технической помощи с английской фирмой <Метрополитен-Виккерсы (<Метро-Виккерс>). По этому договору наша страна получала право отбирать нужную техническую документацию и направлять на завод фирмы наших работников для изучения производства соответствующей техники. С этого времени основной задачей ХЭМЗа в области релестроения стала разработка конструкторской документации и технологии, а также освоение производства реле фирмы <Метро-Виккерс>. Разработка документации была не таким простым делом, как могло показаться на первый взгляд, хотя бы потому, что у нас и в Англии были приняты разные системы измерения (у нас метрическая, а в Англии базовой единицей был дюйм). Кроме того, хотя номенклатура реле фирмы <Метро-Виккерс> была на значительно более высоком техническом уровне по сравнению с номенклатурой ХЭМЗа, ряд других зарубежных фирм еще более совершенные реле. В силу этого зачастую к разработке принимались конструкции реле не только фирмы <Метро-Виккерс>, но и других фирм.

Например, конструкции реле тока серий ЭТ-520 и напряжения ЭН-520 были разработаны по образцам фирмы <Сименс> (Германия), а реле тока с зависимой от тока выдержкой времени срабатывания по образцу реле фирмы (Швеция).

В индукционных реле с диском, освоенных по документации фирмы <Метро-Виккерс>, магнитная система оказалась менее добротной, чем в образцах таких же реле фирмы <ДженералЭлектрик> (США), в которых использовалась индукционная магнитная система с барабанчиком. Поэтому разработка целого ряда реле (реле направления мощности, реле для продольной дифференциальной защиты линий электропередачи, реле, реагирующих на реактивное сопротивление линий и др.) проводились уже на базе индукционной магнитной системы с барабанчиком вместо диска. Разработка и освоение этой системы, открывшие в дальнейшем широкие возможности для создания быстродействующих реле различного назначения, можно считать серьезным успехом релейщиков ХЭМЗа.

На ХЭМЗе сложился работоспособный коллектив релейщиков (Ф.А. Ступень, A.M. Бреслер, Г.Ф. Эдельштейн, М.Б. Цфасман и др.).

Огромен вклад Г.Ф. Эдельшнтейна в развитие релейной защиты не только на ХЭМЗе, но и на ЧЭАЗе. Он возглавлял конструкторский отдел по этому направлению на ЧЭАЗе с 1941 по 1977 г. Наряду с ним также огромный вклад в РЗА на ЧЭАЗе внес B.C. Алексеев, который в послевоенный период около 30 лет был начальником релейной лаборатории, где проходили испытания и доработки всех новых устройств РЗА.

За восемь лет (с 1933 по 1940 г.) на ХЭМЗе была проделана огромная работа по освоению обширной номенклатуры реле, что дало возможность снабжать релейной защитой разные объекты электроэнергетики и исключить импорт такого оборудования.

Великая Отечественная война прервала харьковский период релейной защиты. Первый эшелон с людьми и оборудованием из Харькова прибыл в Чебоксары в октябре 1941-го , последний - в ноябре. Но первоочередной задачей вновь созданного на базе цехов завода в Чебоксарах было налаживание производства аппаратуры для нужд фронта. По этой причине восстановление производства аппаратуры РЗА в Чебоксарах началось только в 1943 г. после Курской битвы, которая переломила весь ход войны. Необходимо было удовлетворить запросы в этой аппаратуре эвакуированных на восток хозяйственных объектов, а затем и восстанавливаемых объектов в освобождаемых районах.

При восстановлении производства аппаратуры РЗА нужно было не просто освоить довоенные конструкции, но и переработать их, исключив ранее выявившиеся недостатки, ориентируясь на производственные и технологические возможности ЧЭАЗа: прессование пластмасс, сварка, литье под давлением, холодная штамповка и вытяжка и др.

Весьма серьезный переработке подверглись наиболее массовые реле тока и напряжения - ЭТ-520, ЭН-520, реле времени ЭВ-100 и ЭВ 200, модернизировались реле тока с зависимой выдержкой времени ИТ-80. Была разработана новая конструкция промежуточных реле серии ЭП-100 вместо реле РП-2, в том числе ЭПВ с выдержкой времени, и сигнальных реле ЭС-21 вместо ЭС-91, были модернизированы индукционные реле мощности ИМ-141, 148. В результате этих работ к 1947 г. производство практически всей аппаратуры РЗА, выпускаемой ранее ХЭМЗом, было восстановлено на ЧЭАЗе на более высоком техническом уровне.

Начиная с 1948 г. для удовлетворения потребностей народного хозяйства начались работы по расширению номенклатуры устройств РЗА. Было разработано и освоено производство быстродействующего реле направления мощности ИМБ-170 на базе индукционной системы барабанчикового типа и реле баланса токов для защиты параллельных линий ИТБ-201. В дальнейшем эта индукционная система стала базовой для разработки многих типов реле мощности, реле сопротивления, реле частоты, трехфазного реле напряжения и т. д. Лишь несколько лет назад ЧЭАЗ прекратил выпуск реле направления мощности серии РБМ-170, 270 и реле мощности обратной последовательности РМОП-2.

Страница 1 из 3123»
Рейтинг

В этом разделе

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Для продолжения необходимо авторизоваться

Забыли пароль?

Регистрация